Земельный участок детям инвалидам закон

Предоставление земельного участка семье с ребенком инвалидом

Здравствуйте. У нас семья из 4 человек я, супруга и два несовершеннолетних сына (3г. и 1.5г). К сожалению младший инвалид (дцп), живем в г. Новокуйбышевск Самарской области в собственной квартире 53.4 м. Слышали что семьям с такими детьми могут выделяться участки под ижс. Хотелось бы узнать так ли это, какие критерии и куда обращаться? Заранее спасибо. P. S. младший не собственник жилья, купили квартиру пока он еще не родился.

Ответы юристов (6)

Уважаемая Юля! Здравствуйте!

Согласно последнего абзаца ст.17 федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ

(ред. от 01.06.2017)
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Однако, в СО это привязывается к нахождению в списках лиц, нуждающихся в получении жилого помещения (улучшения жилищных условий) — см.ст.51,52 ЖК РФ.

Поэтому и вопрос: Вы состоите в данных списках или нет?

Уточнение клиента

Нет не состоим. Т. е. если я правильно понял если жилье у нас есть то претендовать на земельный участок не можем?

12 Июля 2017, 11:04

Есть вопрос к юристу?

действительно, законодательством установлена гарантия для семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для ИЖС, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (см. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»):

Статья 17. Обеспечение инвалидов жильем

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Однако это право не предусматривает БЕСПЛАТНОЕ предоставление участка — только ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ. Обращаться необходимо в местную администрацию. Участок должны предоставить БЕЗ проведения торгов (как это требуется в обычных случаях).

Вам необходимо обратиться с заявлением в администрацию города.

К заявлению приложить:

1. свидетельство о рождении ребенка-инвалида.

2. Справку, подтверждающую установление инвалидности.

Семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Смотрите Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг».

Уважаемый Николай! Извините, в дополнение:

ответ на Ваш вопрос содержится в законе Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле».

Так, согласно п.п. «з» п.2 ч.3 ст.9 Закона

Земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 100 тысяч человек семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов.

При этом (ч.6 ст.9 Закона)

Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, за исключением случая, предусмотренного частью 10 статьи 9 настоящего Закона, вправе самостоятельно определить предполагаемые размеры и местоположение земельного участка. В этом случае работы по формированию земельных участков осуществляются за счет средств граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков. (в редакции Закона Самарской области от 23 марта 2015 г. № 22-ГД)

То есть здесь уже Вы ищите ЗУ, далее обращаетесь с любому кадастровому инженеру за составлением схемы расположения ЗУ (см. ст.11.10 ЗК РФ).

Даю ссылку в целом на данный Закон:

Нет не состоим. Т. е. если я правильно понял если жилье у нас есть то претендовать на земельный участок не можем?

На мой взгляд, установление таких ограничений будет незаконным, так как федеральный закон не связывает право получения земельного участка с включением в число нуждающихся в жилых помещениях. Единственное условие, называемое законом, — это наличие в семье инвалида.

Уважаемый Николай! В дополнение к мнениям уважаемых и профессиональных коллег, да и к Вашим уточнениям:

из анализа Закона СО №94-ГД я не увидел привязки к необходимости состоять в списке лиц, нуждающихся в получении жилого помещения (улучшения жилищных условий), то есть здесь, возможно, я ошибся.

Надо, конечно, еще смотреть муниципальное законодательство по месту искомого ЗУ, так как согласно первого абзаца ч. 7 ст.9 Закона

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно в соответствии с настоящей статьей и в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законодательством и настоящим Законом.

В любом случае органы власти (что государственной, что муниципальной) обязаны абсолютно бесплатно разъяснить все эти моменты.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Особенности выделения земельных участков под ИЖС бесплатно в 2018 году

Собственный дом это мечта большинства людей. И порой для ее воплощения не хватает только земли. Для ее получения можно воспользоваться помощью государства.

Кому и как выделяются бесплатные участки под ИЖС в 2018 году? Возможность получить землю бесплатно от государства интересует многих россиян. Но зачастую дальше интереса дело не идет.

Причина в отсутствии достаточных знаний, как оформить такое получение и с чего начать. Какими особенностями в 2018 году сопровождается выделение земельных участков под ИЖС?

Общие моменты

Возможность бесплатного получения земельного участка под ИЖС стала более актуальной с принятием ФЗ № 171, вступившего в силу 1.03.2015.

Этот норматив несколько изменил действующие положения Земельного Кодекса. Был определен новый порядок передачи земельных участков гражданам РФ на безвозмездной основе с целью индивидуального жилищного строительства.

Выделение льготных участков осуществляется из государственного или муниципального фонда. Основанием для предоставления становится решение местных органов власти.

Местоположение земли выбирается на усмотрение муниципалитета. Пи этом установлен максимальный размер участка, на который может претендовать гражданин.

Безвозмездно получить разрешается пятнадцать соток. Повторное обращение или выделение большего участка предполагает оплату земли.

Однако упомянутый закон отнюдь не единственная возможность получить бесплатный участок от государства. Существуют и иные законодательные нормы, позволяющие стать собственником земли безвозмездно.

В принципе земельное законодательство определяет, что каждый российский гражданин вправе претендовать на получение бесплатного земельного участка из госфонда.

Но для этого требуется соответствие требованиям – принадлежность к определенной категории населения и выполнение ряда требований.

Что это такое

По российскому законодательству правом на бесплатное предоставление земли под ИЖС из государственного земельного фонда обладают три категории граждан:

Первая категория предполагает, что местная администрация самостоятельно определяет круг лиц, которые могут получить бесплатную землю под строительство.

Например:

  • работники бюджетной сферы (учителя, врачи и т.д.);
  • госслужащие;
  • инвалиды и т.д.

Одновременно с утверждением перечня категорий определяются и условия предоставления — нужные документы, порядок обращения и прочее.

Со второй категорией все относительно понятно. Любая семья с тремя детьми и более автоматически становится потенциальным претендентом.

К тому же такая норма становится дополнением к действующей программе маткапитала. Родился второй ребенок – получи МК.

С рождением третьего можно получить землю под строительство бесплатно и возвести свой дом. Что касается категории третье, то здесь ситуация несколько сложнее.

Федеральное законодательство четко не определяет возможные категории граждан для предоставления льготных участков. Устанавливается это на уровне регионального законодательства.

Каждый субъект РФ вправе утвердить собственную программу безвозмездного предоставления земли, ее условия и порядок, список категорий заявителей.

С какой целью осуществляется

В советское время бесплатная земля в размере шести соток выделялась любому гражданину, изъявившему такое желание. С началом перестройки о безвозмездном получении участков пришлось забыть.

Новый закон определил, что государственные земли передаются в собственность на платной основе.

Тем не менее, норма о бесплатном предоставлении участков под ИЖС сохранилась и до сих пор действует для определенных категорий граждан.

Говоря о цели государства, преследуемой бесплатным выделением земли, нужно отметить два основополагающих мотива.

Первый касается оказания помощи социально незащищенным слоям населения.

Например, понятно, что государству никак не обойтись без медицинских работников, педагогов, госслужащих. И не секрет, что уровень заработной платы этих категорий отнюдь не высок.

Не могут похвастать достаточным доходом и большинство многодетных семей, где большая часть затрат приходится на содержание и воспитание детей.

Некоторые граждане по состоянию здоровья ограничены в своих возможностях. Есть граждане, заслужившие льготы за службу Отечеству.

Во всех таких случаях государство бесплатно выделяет землю под строительство с целью улучшения жизненных условий граждан.

Плюс — чем выше уровень жизни народа, тем сильнее экономика страны. Мотив второй заключается в том, что выделяя земли, государство задействует неиспользуемые территории.

Естественно, что о своей земле человек станет заботиться и всячески ее облагораживать. В общих масштабах это пойдет на пользу развитию страны.

Положительный момент еще и в том, что гражданин, получивший землю в собственность, становится налогоплательщиком.

То есть за счет его взносов будет пополняться госбюджет, а госорганам не придется тратить деньги на содержание неиспользуемых территорий.

Правовое регулирование

Ст.1 ЗК РФ в качестве одного из основополагающих принципов определяет платность использования земли.

Любое землепользование осуществляется за плату, но есть и оговорка… кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законами субъектов РФ.

Как продать квартиру с прописанным несовершеннолетним ребенком, читайте здесь.

О возможности бесплатного предоставления земли упоминается и в ст.28 ЗК РФ, также со ссылкой на федеральные и региональные положения.

Все возможные основания бесплатного предоставления земельного участка гражданам из фонда государственных земель можно разделить на три основные группы:

По ст.39.19 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков на бесплатной основе, основания для отказа и прочие нюансы устанавливаются законами субъектов РФ.

Порядок выделения земельных участков под ИЖС бесплатно

Получить участок под ИЖС безвозмездно можно только из фонда государственных и муниципальных земель.

Земельные участки, принадлежащие по праву собственности юридическим и физическим лицам, могут только продаваться, дариться или передаваться по наследству.

Безвозмездно земля предоставляется лишь единожды и исключительно для использования по целевому назначению.

Получить участок под ИЖС бесплатно можно двумя способами. Первый предполагает обращение к местной администрации через МФЦ для граждан льготных категорий.

Подается заявка, заполненная на предоставленном бланке, и к ней прилагаются необходимые документы.

При положительном решении гражданин ставится в очередь на получение земли. Но, как правило, предоставляемые земли находятся в садовых обществах или за чертой города.

Видео: как приобрести участок для ИЖС за 50 000 рублей

Желая получить землю под частное строительство в пределах населенного пункта, нужно самостоятельно озаботиться поиском подходящего участка.

Найдя подходящий участок, следует обратиться в местную администрацию. При отсутствии оснований для льготного получения земли, можно взять землю в аренду или получить в бессрочное пользование.

После истечения определенного время можно оформить землю в собственность.

Условия предоставления

Условия безвозмездного предоставления земли под ИЖС зависят от категории граждан.

Так граждане, получившие землю под строительство от муниципалитета в безвозмездное пользование на период не более шести лет на основании договора, могут оформить участок в собственность по прошествии пяти лет.

К данной категории относятся трудящиеся по специальности бюджетники и востребованные специалисты, конкретный список определяет субъект РФ.

Многодетные семьи получить землю под ИЖС размером до пятнадцати соток могут, если:

  • детей в семье трое и более;
  • дети прописаны на одной жилплощади с родителями (не менее пяти человек);
  • у всех членов семьи имеется гражданство РФ;
  • выполнены дополнительные условия региональной программы.

Прочие льготные категории граждан получают бесплатный земельный участок на основании соответствующего федерального закона, определяющего назначение льготы.

Необходимые документы

Земельный Кодекс описывает процесс бесплатного предоставления земель лишь в общих чертах, ссылаясь на иные нормативы.

Получение земельного участка семьей с ребенком инвалидом

Добрый день! Помогите пожалуйста разобраться: семья с2-мя детьми (4 и 2 года) старший ребенок-инвалид, инвалидность дали только в этом месяце, проживаем в Республике Башкортостан г октябрьский, квартира в моей собственности 52,2 кв( прописано 4: я с детьми и моя мама), муж прописан в Уфе квартира 60,4 кв ( прописано 6 человек) 1/4 квартиры в собственнлсти у иужа. Мы в браке.

Имеем ли мы право встать в очередь на демельный участок?

Можем ли мы обратиться за гос поддержкой в приобретении жилья в ипотеку?

Ответы юристов (1)

Условия предоставления наделов земли семьям с ребёнком-инвалидом

К категории «дети-инвалиды» относят граждан моложе 18 лет, имеющих дефекты различных функций организма, которые приводят к нарушению физического и/или социального взаимодействия таких детей с окружающим миром.

Среди таких нарушений может быть неспособность обслуживать себя, самостоятельно передвигаться или неспособность общаться с окружающими, воспринимать материал в школе.

Если для инвалидов старше 18 лет предусмотрены группы инвалидности (первая, вторая и третья) в зависимости от степени нарушений функций организма, то для детей-инвалидов таких групп нет, есть одна категория – ребёнок с инвалидностью.

Семьи, среди членов которых присутствуют дети-инвалиды, имеют право получить надел земли от государства, согласно Постановлению правительства РФ «О предоставлении льгот… семьям, имеющим детей-инвалидов…».

Выделяемый надел должен иметь категорию землепользования, позволяющую возведение жилого дома:

Земля для личного подсобного (не полевого типа) хозяйства;
Земля для ИЖС;
Земля для дачного (садового) строительства.
Семей-претендентов на получение надела земли очень много, и местные власти выделяют льготные наделы тем семьям с детьми-инвалидами, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Такие семьи имеют право на первоочередное (вне общей очереди) получение надела земли.

Чтобы органы местного самоуправления и службы социальной защиты признали семью с ребёнком-инвалидом нуждающейся в улучшении условий жилья, необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

В семье с детьми-инвалидами жилая площадь, приходящаяся на каждого члена семьи меньше размера, установленного субъектом федерации;

Жильё, где проживает ребёнок-инвалид, не соответствует санитарно-техническим требованиям к жилым помещениям;
Семья с детьми-инвалидами проживает в коммунальной квартире или общежитии при наличии двух или более неродственных семей в смежных помещениях;
Жильё семьи с детьми-инвалидами находится в значительном отдалении от специализированных государственных учреждений, где дети-инвалиды получают начальное и среднее образование и/или проходят реабилитацию;
Жилищные условия семьи с ребёнком-инвалидом признаны специальной медицинской комиссией не способствующими успешной реабилитации и социализации ребёнка-инвалида в силу ряда обстоятельств.
Минимальный размер площади для проживания члена семьи с детьми-инвалидами устанавливается законодательными актами субъектов федерации и колеблется (в большинстве случаев) от 12 до 18 квадратных метров на одного члена семьи.

Санитарно-технические требования имеют как общие основания, определённые Постановлением Правительства РФ «… о признании жилого помещения… непригодным для проживания…» от 28.01.2006, так и частные, когда жилое помещение признаётся непригодным для проживания именно детей с инвалидностью.

Социальные службы могут признать проживание лиц и/или семей, не состоящих в родстве с ребёнком-инвалидом, в смежных жилых помещениях коммунальных квартир или общежитий блочного типа препятствующим нормальному обучению, реабилитации и психофизиологическому развитию ребёнка-инвалида, особенно когда такое проживание носит не временный характер, и семья будет признана нуждающейся в улучшении условий жилья.

Специализированные учреждения для реабилитации детей с инвалидностью и их специальному обучению нередко расположены за городской чертой, это особенно характерно для учреждений, обслуживающих несколько небольших населённых пунктов, находящихся на периферии субъектов федерации, поэтому предоставление земельного надела в непосредственной близости к таким учреждениям семье с детьми-инвалидами существенно облегчит реабилитацию детей-инвалидов в такой семье.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Первоочередное право инвалидов на получение земли

Частью четырнадцатой статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) и Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 (далее – Правила) предусмотрено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Данной статьей закона и Правилами не установлено условий реализации первоочередного права на получение земельного участка. Однако практикой выработан ряд ограничений, о которых следует помнить при возникновении желания воспользоваться своими правами.

1. Во-первых, это ограничение, связанное с платностью земли. По общему правилу, согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно только в случаях, предусмотренных кодексом (для многодетных семей), федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Для инвалидов такое право не предусмотрено.

2. Вторым и гораздо более существенным является ограничение, связанное с нуждаемостью инвалида в получении жилого помещения.

По общему правилу, предоставление земельных участков не обусловливается наличием или отсутствием права на получение жилого помещения по договору социального найма. В случае же если мы говорим о реализации первоочередного права, предусмотренного статьей 17 Федерального закона № 181-ФЗ, то такое условие, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, существует, а инвалид, не состоящий в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не обладает указанным правом на первоочередное получение земельного участка.

3. Обоснование, предлагаемое Верховным Судом, довольно необычно, поэтому хотелось бы поподробнее рассказать об этом. Одним из поводов к этому стало недавнее новое подтверждение позиции суда, выраженное в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2014 года по делу № 91-КГ13-7.

Итак, первая особенность позиции суда состоит в том, что ограничительное толкование нормы о предоставлении земли суд основывает не на нормах и принципах земельного законодательства, и не на содержании норм законодательства о социальной защите инвалидов, а на наименовании статьи 17 Федерального закона.

По мнению суда, название статьи («Обеспечение инвалидов жилой площадью») влечет ограничение прав инвалидов на реализацию предусмотренных статьей гарантий. В случае, если бы такая позиция суда подкреплялась самими нормами статьи, наверняка не было бы никаких вопросов. Однако статья сконструирована таким образом, что отсутствуют основания говорить о ее единой концепции, что многие годы подтверждалось и судебной практикой.

4. Особенно самостоятельными выглядят две последние части статьи 17: тринадцатая часть, посвященная льготе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и четырнадцатая часть о первоочередном праве на получение земельного участка.

Никогда на практике инвалидам не отказывалось в предоставлении льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на том основании, что эта льгота содержится в статье под названием «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и в статье, которая содержит нормы об обеспечении инвалидов жильем (продублированной в Правилах). В связи с этим распространение данного подхода на первоочередное предоставление земли первоначально показалось довольно странным.

5. Суд делает вывод о том, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет. По мнению суда, данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.

Обращаем внимание, что в данном случае Верховный Суд ссылается только на предоставление земли для индивидуального жилищного строительства. Суд никак не оценивает остальное содержание нормы части четырнадцатой, которой предусмотрено также предоставление земли для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Вполне возможно, что при обращении за этими участками суд будет иначе подходить к системному анализу нормы.

6. В определении коллегии не дается подробного обоснования того, каким образом, жилищные условия инвалида могут улучшиться в том случае, если ему предоставили участок для индивидуального жилищного строительства. В то же время нам кажется, что ответ на данный вопрос был бы очень полезен для понимания позиции суда.

По общему правилу, земельный участок для индивидуального жилищного строительства в силу отдельных норм земельного законодательства должен представлять собой не просто территорию определенной площади, но и наличие минимальной инженерной инфраструктуры. Проблема в том, что законодательством до конца не определена степень этой обеспеченности, сроки и источник финансирования. Поэтому данное преимущество далеко не всегда выражается в наличии инженерных сетей, сооружение которых инвалид не должен оплачивать за собственный счет.

Даже в том случае если к участку подведены необходимые инженерные сети, возникает вопрос о том, насколько равнозначно предоставление такой земли и предоставление жилого помещения. Тем не менее, частично законодательством ставится знак равенства. Это следует из пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома (за исключением граждан, имеющих трех и более детей). Получается, что абсолютно не имеет никакого значения, сможет ли инвалид построить дом на этом участке.

Знак равенства между первоочередным предоставлением земли и улучшением жилищных условий еще больше вызывает вопросы если мы вспомним, что в данном случае речь не идет о бесплатном предоставлении земли в собственность. Единственным упрощением для инвалидов является только то, что они не должны будут участвовать в торгах, наравне с иными участниками. При этом такая первоочередность не дает никакой гарантии того, что фактическая цена участка будет меньше чем та, которая будет установлена в результате торгов.

В итоге, для первоочередного получения земельного участка инвалид должен сначала быть признан малоимущим, затем – быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, после этого встать в очередь за первоочередным получением земли; купить этот участок или взять его в аренду по обычной арендной ставке. После всего этого инвалид должен быть автоматически снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Интересно, что Конституционный Суд Российской Федерации также не находит данную ситуацию неконституционной (в части снятия с учета). В определении от 16 июля 2013 года № 1191-О указывается, что сам человек должен выбирать, получать ли ему земельный участок или оставаться в очереди за жильем. Представляется, что на данный момент это наиболее разумный совет. С учетом материального положения большинства инвалидов они должны быть крайне незаинтересованны в получении земельных участков, потому что в результате они могут потерять свое место в очереди за жильем. Даже если они останутся фактически нуждающимися, им придется встать в конец очереди.

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в Вашей конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах, предоставив ему имеющиеся документы.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 02.03.2014, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

Земельный участок детям инвалидам закон

Вопрос: Я мама ребенка-инвалида. Слышала, что наша семья может бесплатно в первоочередном порядке получить земельный участок. Мы хотим построить дом. Правда ли это? Как добиться земельного участка?

Ответ. На Ваш вопрос поясняем следующее.

Во-первых, в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Во-вторых, из существа вышеприведенной нормы Федерального закона усматривается, что она предусматривает только первоочередное право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, которое может быть реализовано без участия в торгах.

В- третьих, из данной нормы Федерального закона не вытекает право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на безвозмездное получение земельных участков.

Согласно положениям ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 вышеназванной статьи Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В настоящее время, возможность бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, инвалидам действующим законодательством не предусмотрена.

Таким образом, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства без торгов на платной основе.

Механизм предоставления льготы.

•​ Инвалид, член семьи, имеющей в своем составе инвалидов, подаёт письменное заявление в администрацию муниципального образования, в котором проживет. К заявлению прикладывается справка об инвалидности. Заявление необходимо написать в 2-х экземплярах, один их которых подать в администрацию, а на втором поставить отметку о получении. Также заявление можно отправить заказным письмом с уведомлением на адрес администрации.

•​ В 30-дневный срок администрация обязана либо принять решение о первоочередном предоставлении земельного участка либо отказать в его предоставлении.

Наиболее частые нарушения прав инвалидов действиями администрации муниципального образования:

1. В ответе администрации указывается, на отсутствие на территории муниципального образования земельных участков

Право инвалида на первоочередное предоставление ему земельного участка для жилищного строительства порождает обязанность у органа местного самоуправления заключить с инвалидом договор купли-продажи земельного участка без торгов.

Данный вывод подтверждается судебной практикой

от 17 сентября 2008 года

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ВТОРОЙ КВАРТАЛ 2008 ГОДА

Вопрос 2: Порождает ли право инвалида на первоочередное предоставление ему земельного участка для жилищного строительства обязанность органа местного самоуправления заключить с инвалидом договор купли-продажи земельного участка без торгов?

Ответ: Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.

2. В ответе администрации указывается, что все земельные участки, в том числе инвалидам, предоставляются только через торги

При получении данного ответа, инвалиду необходимо обратиться в суд с иском о признании неправомерным отказа в предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства по его обращению, понуждении к предоставлению в собственность земельного участка размером для индивидуального жилищного строительства в пределах муниципального образования.

Данный вывод подтверждается судебной практикой

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело №33-***/2010 Судья Ибрагимова Е.А.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 апреля 2010 года г. Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Костюниной Н.В., Аладина П.К.,

при секретаре Тарановой А.О.

рассмотрела дело по кассационной жалобе мэрии города Ульяновска на решение Ленинского районного суда Ульяновской области от 22 марта 2010 года, по которому постановлено:

Исковые требования К*** А*** С*** удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска выделить К*** А*** С*** в первоочередном порядке земельный участок под индивидуальное жилищное строительство на территории муниципального образования «Город Ульяновск».

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

К*** А.С. обратился в суд с иском к мэрии г. Ульяновска о возложении обязанности в первоочередном порядке предоставить ему земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Требования мотивированы тем, что он является инвалидом 2-ой группы. 19.01.2010г. он обратился в мэрию г. Ульяновска с заявлением на первоочередное предоставление ему земельного участка под индивидуальное жилищное строительство из территорий, отнесенных генеральным планом г. Ульяновска к индивидуальной жилищной застройке. В ответе ему предложено принять участие в аукционе, что само по себе попирает принцип первоочередности.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель мэрии г.Ульяновска просит решение отменить, принять новое решение. Указывает, что на территории г. Ульяновска свободных земельных участков не имеется. Земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов на территории города предоставляются бесплатно в ТИЗ, ПОИЗ, ЖСК, о чем заявитель был уведомлен. Полагает, что К*** вправе реализовать право на первоочередное предоставление земельного участка в порядке ст.30.1 ЗК РФ, когда после публикации сообщения по заявлению гражданина о предоставлении земельного участка, в случае поступления повторных заявлений, земельный участок будет предоставлен гражданину, первому обратившемуся с заявлением, имеющему инвалидность, без проведения аукциона. Мэрией города Ульяновска информационное сообщение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по заявлению К*** не публиковалось. Также указывает на то, что в резолютивной части решения не отражено, в каком порядке мэрией города должен быть предоставлен земельный участок заявителю.

В связи с неявкой сторон, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в заседание кассационной инстанции судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия законность решения проверяет по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Судом установлено, что К*** А*** С***, 10 августа 1930 года рождения, является инвалидом второй группы по зрению (общее заболевание). Инвалидность установлена ему на срок до 01 сентября 2010 года, дата очередного освидетельствования — 13 августа 2010 года.

19 января 2010 года К*** А.С. обратился с письменным заявлением на имя главы города Ульяновска о предоставлении ему первоочередного права получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на территории г. Ульяновска.

Ответом от 29.01.2010г. № *** К*** А.С. было сообщено, что его заявление о предоставлении земельного участка рассмотрено. Генеральным планом г. Ульяновска предусмотрено развитие индивидуальной жилой застройки в поселках пригородной зоны, вошедших в городскую черту: Лаишевка, Карлинское, Протопоповка, Кротовка, Арское, Луговое, Плодовый. Указано, что в соответствии со ст.30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта, то есть на аукционе. Также были даны адреса ТИЗов и ЖСК, в которых земельные участки предоставляются бесплатно.

Верно оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 67 ГПК РФ, а также с учетом положений ст.17 Федерального Закона от 24.11.1995года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с которой инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных К*** А.С. требований.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.

В силу изложенного, решение суда является правильным и по доводам кассационной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда Ульяновской области от 22 марта 2010года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии города Ульяновска — без удовлетворения.

3. В ответе администрации указывается, что предоставление земельного участка инвалиду нарушит права других заявителей.

Данный довод не правомерен. Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года N 155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке. Содержание ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» отвечает данному требованию и не может нарушать чьи-либо конституционные права и свободы.

Данный вывод подтверждается судебной практикой

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 октября 2009 г. N 1127-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНКИ СИЛАЕВОЙ ВАЛЕНТИНЫ МИХАЙЛОВНЫ

НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ЧАСТЬЮ ЧЕТЫРНАДЦАТОЙ СТАТЬИ 17

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки В.М. Силаевой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. Решением Миасского городского суда Челябинской области от 8 мая 2008 года, оставленным без изменений судом кассационной инстанции, гражданке В.М. Силаевой было отказано в удовлетворении ряда исковых требований, включая требование о признании незаконным постановления главы администрации Миасского городского округа от 15 мая 2006 года о предоставлении гражданке О.В. Матвеевой земельного участка на условиях аренды. Как указали суды, спорное постановление издано с учетом прав О.В. Матвеевой, являющейся инвалидом I группы, на первоочередное получение земельного участка.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.М. Силаева оспаривает конституционность части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». По мнению заявительницы, оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 7, 9, 15, 17, 18, 19, 36, 45, 46, 52, 55, 118 и 120 Конституции Российской Федерации, поскольку предусматривает для инвалидов преимущества перед другими гражданами в получении земельного участка и не учитывает при этом конкретные жизненные ситуации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявительницей материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года N 155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке. Содержание оспариваемой нормы отвечает данному требованию и не может нарушать какие-либо конституционные права и свободы заявительницы.

Вопрос же о целесообразности учета определенных обстоятельств и условий, при которых социальные льготы и гарантии должны быть предоставлены, относится к полномочиям законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Силаевой Валентины Михайловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.ЗОРЬКИН

4.Ответ на заявление инвалида администрацией в установленный срок не дан.

В этом случае, инвалиду необходимо обратиться в прокуратуру в связи с нарушением администрацией требований ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Также прокуратура может выйти в суд с иском о защите прав инвалида.

Прокуратурой ЗАТО г. Новоуральск выявлены грубые нарушения действующего земельного законодательства в деятельности администрации Новоуральского городского округа, которая незаконно ограничила право инвалида I группы по зрению И.Брялина на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В нарушение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гражданину было предложено вместо первоочередного получения земельного участка участвовать в торгах на право передачи земельного участка в аренду и приобрести землю на общих основаниях.

В целях устранения выявленного нарушения и защиты прав инвалида прокурор ЗАТО г.Новоуральск обратился с иском в суд.

Решением Новоуральского городского суда от 17.11.2008 года, которым иск прокурора был удовлетворен, на администрацию Новоуральского городского округа возложена обязанность предоставить в первоочередном порядке инвалиду земельный участок для индивидуального жилищного строительства на правах аренды в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Вынесенным на днях определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда решение Новоуральского городского суда оставлено без изменения.

Ответ подготовлен ВООО АРДИ «СВЕТ» с учетом законодательства на 15.07.2015 г.

©Владимирская областная общественная организация
«Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов АРДИ «Свет»

Учреждена: 1 сентября 1995 г. Зарегистрирована: 22 марта 1996 г., рег. № 328. Численность: 672 человека.
Председатель Совета: Любовь Ивановна Кац. Члены Совета: Л. И. Кац, А. В. Матюшкина, Ю. М. Кац, О. Г. Сторожук, В. Б. Тюлина, А. А. Орлова, А.В.Белоусов.

Адрес для писем: 600005, Владимир,
ул. 850-летия, д. 7, кв. 2

Еще по теме:

  • Мировой суд онега Дело № 1-128/10 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Онега 08ноября 2010 года Мировойсудья Жирков В.Н. судебного участка №2 Онежского района Архангельской области, сучастием государственного обвинителя - помощника прокурора Онежской […]
  • Как освободить генерального директора ооо Какая уволить генерального директора при ликвидации ООО? И его же назначить ликвидатором Мы планируем ликвидировать ООО. 3 учредителя. 1. Скажите пожалуйста, на основании чего и в какой момент процедуры ликвидации можно (и нужно) уволить […]
  • Статья 93 пункт 5 Статья 93 пункт 5 Список форумов‹Государственные закупки‹Закон 44-ФЗ (Контрактная система)‹Закупки у единственного поставщика Изменить размер шрифта Для печати Вопросы: закупки до 100 тыс. руб. (п.4 ч.1 ст.93) Re: Закупки у […]
  • Отпуск адвоката заявление ДОКУМЕНТЫ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОМИССИИ Заключение Квалификационной комиссии № 6 (Вестник 2010 № 1,2) Предоставление адвокату отпуска – это форма его временного освобождения от обязанности исполнять требования закона об обязательном участии […]
  • Земельный участок фоминское Купить земельный участок в деревне Фоминское в Солнечногорском районе 16 объявлений за месяц по умолчанию более 3-х месяцев назад Добавить в избранное Продам участок земли, 13 соток более 3-х месяцев назад Добавить в избранное Купить […]
  • Норма рабочего времени на 2014 год башкортостан Производственный календарь по республике Башкортостан на 2013 год Производственный календарь в 2012 году доставил много хлопот трудовикам России, да и для производства в целом думается вряд ли был удачным. будем надеяться что на 2013 год […]