Земельные права граждан курсовая

Реализация земельного права граждан

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Реализация земельного права граждан (предмет: Государство и право) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта. Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0) .

контрольная работа по предмету Государство и право на тему: Реализация земельного права граждан; понятие и виды, классификация и структура, 2017-2018 год.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

1. Особенности правового режима земель граждан

  • 2. Государственный контроль за использованием и охраной земель, система органов земельного контроля
  • 3. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком
  • Литература

1. Особенности правового режима земель граждан

Граждане могут иметь земельные участки на праве собственности, приобретенном по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Общие основания возникновения гражданских прав и обязанностей установлены ст.8 Гражданского кодекса. При этом право собственности на земельный участок может возникать по следующим основаниям:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. В соответствии с п.2 ст.218 ГК «право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества». Для применения этих положений ГК необходимо учитывать норму п.2 ст.8 ГК, согласно которой «права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом». В соответствии с п.1 ст.131 ГК право собственности на недвижимые вещи, его возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Пунктом 1 ст.130 ГК земельные участки отнесены к недвижимому имуществу. Государственная регистрация возникновения, перехода и прекращения права собственности на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимость.

В соответствии с абз.2 п.2 ст.218 ГК «в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом». Как само завещание, содержащее распоряжение наследодателя, сделанное на случай смерти и определяющее юридическую судьбу земельного участка, так и вступление в наследство в отношении земельного участка, являются односторонними сделками.

2) из актов государственных органов, органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. Применительно к земельным отношениям таким актом является акт о предоставлении земельного участка в собственность. По указанному основанию право собственности на земельные участки возникает в случаях предоставления земельных участков гражданам из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. Примером такого возникновения права собственности на земельный участок может служить судебное решение о разделе земельного участка, находящегося в общей собственности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом. Таким основанием может служить приобретение права собственности на основании приобретательной давности;

5) вследствие причинения вреда одним лицом другому. Статья 1082 ГК, регулируя способы возмещения такого вреда, предусматривает возможность его возмещения в натуре, путем предоставления лицом, обязанным возместить вред, вещи того же рода и качества;

6) вследствие неосновательного обогащения. В соответствии с п.1 ст.1104 ГК «имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре».

Право граждан «на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность» должно трактоваться как право на приобретение земельного участка в собственность из государственных или муниципальных земель, поскольку этому праву соответствует обязанность отчуждателя земельного участка не оказывать при его отчуждении предпочтений тем или иным лицам. В противном случае это будет противоречить п.2 ст.1 ГК, в соответствии с которым «граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора».

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или юридических лиц.

Существует ограничение для иностранных граждан и лиц без гражданства на возможность обладания земельными участками на праве собственности на приграничных территориях.

2. Государственный контроль за использованием и охраной земель, система органов земельного контроля

Действие организационно-правового механизма обеспечения требований земельного права и провозглашение гарантий земельных прав не принесут желаемого результата без постоянного регулярного разноуровневого контроля за использованием и охраной земель всеми и охраной земель всеми физическими и юридическими лицами — земельного контроля. В течение XX века функции государственного земельного контроля исполнял собственник земель — государство. В период рыночных реформ он продолжает быть эффективным средством контроля исполнения земельно-правовых требований.

Основными задачами земельного контроля являются:

проверка соблюдения требований земельного законодательства и нормативов качества окружающей среды;

проверка выполнения мероприятий и соблюдение требований по рациональному использованию и охране земель (в том числе государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения) организациями независимо от организационно-правовых формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

На реализацию указанных задач ориентирован государственный, общественный (муниципальный) и производственный контроль за использованием и охраной земель. Каждый из этих видов контроля имеет специфические функции и адекватные средства их реализации, занимает свое место в защите земельных прав физических и юридических лиц, обеспечении выполнения ими своих земельных обязанностей.

В период экономических и социальных преобразований, развития и защиты равноправных форм собственности на землю значение государственного земельного контроля не только не уменьшается, но и увеличивается. Это обуславливается тем, что земля является специфическим и своеобразным видом имущества, включенным в окружающую среду, служащим основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Со стороны государства земельный контроль осуществляется исполнительной органами государственной власти и специально уполномоченными на то государственными органами.

В условиях реформирования земельных отношений и многообразия форм земельной собственности и управления ею немаловажное значение приобретает система органов, полномочных осуществлять государственный земельный контроль. В соответствии с Положением о государственном земельном контроле Утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 контрольные функции возлагаются на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

Государственный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами вышеуказанных органов. Внеплановые проверки проводятся:

для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства;

в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Юридические и физические лица, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам специально уполномоченных органов доступ на эти участки и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки.

3. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком

Государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на срок до одного года.

Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:

1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;

2) при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок.

Право безвозмездного срочного пользования земельным участком, прекращаются принудительно при:

использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

систематическая неуплата земельного налога;

неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

реквизиции земельного участка;

в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // «Российская газета» от 30 октября 2001 г. № 211-212

2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // «Российская газета» от 8 декабря 1994 г. № 238-239

3. Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле» // «Российская газета» от 23 ноября 2006 г. № 263

4. Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник. — М.: Высшее образование, 2006

Земельные права граждан курсовая

Земельные обязанности граждан

В соответствии с законодательством собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Это три правомочия, которыми наделен каждый собственник.

Гражданский Кодекс РФ наделяет собственника правом по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. В том числе собственник наделяется правом отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В статье 42 Земельного Кодекса К РФ устанавливаются обязанности собственников и лиц, не являющихся собственниками, по использованию земельных участков. Перечень обязанностей землепользователей установлен одинаковым как для собственников, так и для лиц, не являющихся собственниками земельных участков. Это вызвано это тем, что осуществление и перечень обязанностей землепользователей определяются в зависимости от объекта использования — земельного участка, а не от вида права на данный земельный участок.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

· использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

· сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

· осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

· своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

· своевременно производить платежи за землю;

· соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

· не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

· выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом и федеральными законами.

Обязанность соблюдать целевое назначение земельного участка в процессе его использования является одной из основных обязанностей землепользователя.

Земельное право предусматривает исключительно целевое землепользование. То есть предоставление земельного участка осуществляется исключительно для определенного целевого использования. При этом собственники земельных участков и землепользователи не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка. Данная деятельность находится в компетенции органов государственной власти субъектов в составе Российской Федерации в отношении сельскохозяйственных земель и органов местного самоуправления в отношении других категорий земель.

Использование земельного участка не по целевому назначению является составом правонарушения и влечет применение мер юридической ответственности. Обязанность землепользователя не наносить своей деятельностью ущерб окружающей природной среде содержится в Конституции РФ.

Основные требования, предъявляемые в рамках данной обязанности к землепользователю, содержатся преимущественно в экологическом законодательстве — сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельном участке в соответствии с законодательством. Федеральным законом «О геодезии и картографии» устанавливается обязанность собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых размещены геодезические пункты, уведомлять федеральный орган исполнительной власти по геодезии и картографии и его территориальные органы о всех случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов, а также предоставлять возможность подъезда (подхода) к геодезическим пунктам при проведении геодезических и картографических работ.

В соответствии с Положением об охранных зонах и охране геодезических пунктов на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1170) землепользователи, на земельных участках которых расположены геодезические и межевые знаки, обязаны соблюдать охранную зону геодезического пункта. К ней относятся земельный участок, на котором расположен геодезический пункт, и полоса земли шириной 1 метр, примыкающая с внешней стороны к границе пункта.

Еще одной обязанность является обязанность осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водами и другими природными объектами. Соблюдение землепользователем требований лесного, водного, горного и иного законодательства связано с природными объектами, расположенными на земельном участке. Установление ограничений по использованию расположенных на земельном участке природных объектов зависит от целей использования. Использование расположенных на земельном участке обособленных водных объектов, общераспространенных полезных ископаемых или древесно-кустарниковой растительности осуществляется свободно для своих нужд. Коммерческое использование указанных объектов предполагает получение специального разрешения на общих основаниях.

Говоря об обязанности своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков прямо предусмотрены договорами. Земельным кодексом РФ предусматриваются следующие обязательные сроки освоения земельных участков, нарушение которых влечет за собой изъятие земельного участка. При разрушении здания, строения, сооружения права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет. Предусматривается изъятие неиспользуемого земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, для соответствующей цели в течение трех лет, предоставленного на праве бессрочного (постоянного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также предоставленного на праве аренды.

Важной обязанностью является обязанность своевременно производить платежи за земельные участки, которая исполняется в зависимости от вида права на земельный участок. Собственники земельных участков обязаны уплачивать земельный налог в соответствии с главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса.

Землепользователь при ведении любого строительства обязан руководствоваться действующими строительными правилами и нормами, согласовывать проект с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами. Арендатор земельного участка, кроме того, обязан действовать в соответствии с условиями договора аренды.

Важной земельной обязанностью гражданина является обязанность не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий. Статьей 13 Земельного Кодекса РФ предусматриваются обязанности землепользователей в рамках правовой охраны земель, которые включают в себя мероприятия по:

· сохранению почв и их плодородия;

· защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления производственными и бытовыми отходами, загрязнения, в том числе биогенного, и других процессов, ведущих к деградации земель;

· защите от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарником и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

· ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, и захламления земель;

· сохранению достигнутого уровня мелиорации;

· рекультивации нарушенных земель, восстановлению их плодородия, своевременному вовлечению земель в хозяйственный оборот;

· сохранению и использованию плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Таким образом, в соответствии с Земельным Кодексом, к земельным обязанностям граждан относятся использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением, сохранение межевых, геодезических и других специальные знаки, установленных на земельных участках в соответствии с законодательством, осуществление мероприятий по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременное использование земельных участков, своевременные платежи за землю, соблюдение требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы и так далее.

Права собственника жилого помещения курсовая работа

Жилые помещения как объекты права собственности.

Право собственности на жилые помещения

Правовой режим жилых помещений. Основные производные способы приобретения права собственности на жилые помещения. Порядок возникновения и прекращения права собственности на недвижимые бесхозяйные объекты.

Перспективы развития охраны права собственности граждан на жилые помещения в российском праве. Основания возникновения и прекращения права собственности, основные способы его защиты.

Права и обязанности собственников и владельцев долей. Жилое помещение как объект права собственности.

Правовое регулирование общего имущества в многоквартирном доме. Понятие товарищества собственников жилья. Право частной собственности граждан, юридических лиц на земельные участки и жилые помещения. Право государственной и муниципальной собственности. Приобретение и прекращение права собственности. Классификация недвижимого имущества, его место среди объектов права собственности.

Виды объектов права собственности земельные участки, жилые помещения, предприятия, здания, сооружения, животные, информация.

Право собственности и иные вещные права на жилые помещения — курсовая работа

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения. Право частной собственности граждан на земельные участки, жилые помещения.

Основания возникновения и прекращения права собственности на жилое помещение. Прекращение права собственности по основаниям, зависящим и не зависящим от воли собственника.

Правомочия собственника жилого помещения иных граждан, проживающих в принадлежащем ему помещении. Управление общим имуществом многоквартирного дома. Защита права собственности субъектов гражданского оборота. Соотношение вещно-правовых и обязательственно-правовых исков в юридической литературе. Общее понятие о виндикационном иске.

Прекращение права собственности 3

Пример готовой курсовой работы по предмету: Право

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие и содержание права собственности… 5

1.1. Понятие права собственности… 5

1.2. Содержание права собственности…10

2. Понятие и признаки прекращения права собственности…14

2.1. Понятие прекращения права собственности…14

2.2. Признаки прекращения права собственности… 16

3. Основания и способы прекращения права собственности… 17

3.1. Добровольное прекращение права собственности… 17

3.2. Утрата права собственности по объективным причинам…19

3.3. Принудительное изъятие у собственника его имущества…22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…32

Выдержка из текста

В условиях продолжающихся экономических преобразований, проводимых в России, гражданско-правовые институты приобретения и прекращения права собственности привлекают к себе все большее внимание практикующих юристов и ученых. Содержание гражданского законодательства о приобретение и прекращении права собственности существенно изменилось. В теории гражданского права это обстоятельство обычно объяснялось тем, что одни и те же юридические факты становятся основаниями и возникновения, и прекращения права собственности, поскольку, когда у одного лица право возникает, то у другого .

Методологической основой исследования является совокупность теоретических и методологических знаний, методов и приемов исследования социальных явлений и процессов (исторических, систематических, аналитических, догматических, и др.), диалектический метод познания социальных явлений и процессов.

Мы использовали методы толкования права, такие как историко-правовой, сравнительно-правовой, структурно-правовой, формально-юридический, формально-догматической.

11. Буртовая Е.И. Прекращение права собственности по воле собственника в системе оснований и способов прекращения субъективного права собственности по законодательству Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. Томск, 2011. С. 73 — 90.

Так, российское законодательство подробно регламентирует не только основания прекращения права собственности, но и в каком порядке это осуществляется. Методологическую основу курсовой работы составляют метод системного анализа (исследование системной составляющей прекращения права собственности) юридический метод (рассмотрение и исследование прекращения права собственности с юридической точки зрения, выявление проблемных аспектов) и другие методы исследования. (рассмотрение и исследование добровольного прекращения права собственности); Смоленский М.

В теории гражданско-го права это обстоятельство обычно объяснялось тем, что одни и те же юридические факты становятся основаниями и возникновения, и прекращения права собственности, поскольку, когда у одного лица право возникает, то у другого прекращается. Признавая важность вклада ученых в разработку теории основа-ний приобретения и прекращения права собственности, обеспечения их законности, следует отметить, что особенности отдельных оснований приобретения и прекращения права собственности требуют более глубокого изучения. Для достижения поставленной исследователем цели в рамках научно-исследовательской работы по теме «Основания возникновения и прекращения права собственности» предполагается решить следующие задачи:

том, что в условиях экономических преобразований, проводимых в России, гражданско-правовые институты приобретения и прекращения права собственности привлекают к себе все большее внимание представителей юридической науки и практики. вклада ученых в разработку теории оснований приобретения и прекращения права собственности, обеспечения их законности, следует отметить, что особенности отдельных оснований приобретения и прекращения права собственности требуют более глубокого изучения. правоотношения, складывающиеся в сфере правового регулирования отношений приобретения и прекращения права собственности, перспективы совершенствования правовой базы, сравнительный анализ иностранного законодательства, классификация способов приобретения и прекращения права собственности в гражданском праве России.

Объект исследования: общественные отношения, связанные с отдельными видами принудительных оснований прекращения права собственности, регулирующиеся соответствующей нормативной правовой базой, а так же судебная практика относительно предмета исследования

Актуальность темы исследования определена в первую очередь объективно значительной ролью института прекращения права собственности в современной социально-ориентированной рыночной экономике и большим числом возникающих споров о прекращении права собственности. Изучение оснований прекращения права собственности поможет более глубоко выявить роль имущественных отношений в жизни общества.

Исследованием проблемы в разные годы занимались многие ученые и общественные деятели, среди которых можно отметить таких, как Белов В.А., Колмогорова Е.В., Михайленко Е.М., Мозолин В.П., Сергеев А.П., Смоленский М.Б., Фазлиева Л.К. и другие.

Методологическую основу исследования составляют как общенауч-ные, так и частноправовые методы. К общенаучным методам, которые пред-полагается использовать, относятся, в частности, абстрагирование, анализ и синтез. В работе также используются частноправовые методы, среди которых: формально-юридический метод; метод сравнительного правоведения; истори-ческий метод.

Закон «О земельной реформе» ввел частную собственность на землю в форме индивидуальной, коллективно-долевой и коллективно-совместной собст-венности. «Земельный кодекс РСФСР (1991 г.)» также предусматривал наличие в России государственной собственности на землю, собственности граждан и коллективной (в форме коллективной совместной или коллективно-долевой) собственности на земельные участки. Таким образом, право частной собственности на землю юридических лиц на том этапе не признавалось. Земли колхозов и других негосударственных сельскохозяйственных предприятий могли передаваться в собственность коллективов этих предприятий с определением или без определения доли каждого работника. Однако в дальнейшем эти статьи Земельного кодекса были отменены Указом Президента РФ от

2. декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Законы и иные нормативные акты

1. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ Об обороте земель сельскохозяйственного назначения // Собрание законодательства РФ. 2002. N

30. Ст. 3018

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301

3. Постановление Президиума ВАС РФ от

1. ноября 2008 г. N 10 984/08 по делу N, А 79−7776/2007

4. Василевская Л.Ю. Учение о вещных сделках по германскому праву. М., 2004. — С. 134

5. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М., 1948. — С. 34

6. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М., 2007. — С. 146

7. Иоффе О.С. Советское гражданское право: Курс лекций. Л.: Изд-во ЛГУ, 1958. — С. 274

8. Суханов Е.А. Общие положения о праве собственности и других вещных правах // Хозяйство и право. 1995. — № 6. — С. 29 — 31

9. Толстой Ю.К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР. Л.: Изд-во ЛГУ, 1955. -С. 60

10. Халфина Р.О. Право личной собственности граждан СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1955. — С. 67

11. Хрипунов М. Проблемы формирования института права собственности на недвижимость: от неприкосновенности до ограничения права // Право и жизнь. 2007. — № 108. — С. 6 — 7

Научные статьи

12. Алехина Е. Собственность и право собственности в современной России // Юридический мир. 2009. — № 9. — С. 77−80

13. Гаврилов Е.В. Понятие и признаки права собственности: комплексный подход // Законодательство и экономика. 2010. — № 11. — С. 8−11

14. Киминчижи Е.Н. Прекращение права собственности уничтожением имущества // Юрист. 2008. — № 8. — С. 12−15

15. Гражданское право: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 1998. — С. 504

16. Масевич М.Г. Комментарий к ст.

23. ГК РФ // Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1998. — С. 458 — 459

17. Победоносцев К.П. Курс гражданского права: В 3 т. Т. 1. М.: Зерцало, 2003. — С. 381

Курсовая работа — Разрешение земельных споров — файл n1.doc

Введение
На протяжении многих лет земля является одним из главных предметов спора, из-за чего зачастую разгорались достаточно серьезные конфликты, нередко приводящие к войне. Земельные споры имеют очень глубокие корни, которые упираются в древние времена, поскольку земельные споры давно стали частью правовой жизни человека.

Земельные споры были забыты в нашей стране после 1917 года, когда вся земля перешла в собственность государства, ведь для возникновения спора необходимы хотя бы две стороны. Новые собственники, отличные от государства, появились в России с началом рыночных реформ. Таким образом, сформировалась большая группа потенциальных спорщиков — тот самый класс землевладельцев. Причем к таковым относятся не только юридические лица, владеющие большими участками, но и частные лица — собственники дома в деревне, участка в садовом товариществе или даже огорода площадью 1-2 сотки.

Законодательство Российской Федерации (Земельный кодекс Российской Федерации) закрепляет право рассмотрения земельных споров в суде.

Земельное законодательство Российской Федерации — сложная, запутанная, комплексная отрасль права. Это законодательство динамично развивается, оно непосредственно связно с гражданским, водным, лесным, экологическим и другими отраслями права. Все вышеизложенные факторы способствуют тому, что земельные споры – многочисленны. Они, как правило, бывают сложными и дорогостоящими.

Целью работы является изучение земельных споров, рассмотрение земельных споров в суде, разграничение дел по земельным спорам по подведомственности и подсудности.

Для того чтобы выяснить все наиболее существенные вопросы, связанные с темой курсовой работы, я поставила следующие задачи перед собой.

Во-первых, необходимо дать общее понятие земельного спора, сложившееся в законодательстве РФ. Для решения данной задачи важно дать характеристику земельным спорам, их классификацию по различным основаниям, понятие предмета и сторон в земельных спорах, причин появления споров.

Во-вторых, исследовать правовое регулирование порядка рассмотрения земельных споров, особенности доказательств по таким спорам.. Здесь необходимо рассмотреть также подведомственность дел мировым судьям, судам общей юрисдикции, арбитражным судам, в каких случаях создаются третейские суды.

В-третьих, наиболее актуальным вопросом является применения законодательства судами по разрешению земельных споров. Одной из задач работы является рассмотрение некоторых конкретных аспектов земельных споров, встречающихся в работе судов как общей юрисдикции, так и арбитражных. Для решения данной задачи предстоит исследовать современное законодательство и его применение при разрешении земельных споров.

В процессе подготовки материалов для курсовой работы, мною изучалась методическая, учебная и научная литература; судебная практика разрешения земельных споров как в Красноярском крае, так и в других регионах РФ; а так же основные законодательные акты в данной сфере: Земельный Кодекс РФ, Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Гражданский и Арбитражный процессуальный Кодексы РФ и ряд других нормативных правовых актов, а также статьи, опубликованные в юридических изданиях, ученых-теоретиков и практиков по вопросам исследуемой темы.

1 Понятие и классификация земельных споров
Спор – разногласие между сторонами, которое рассматривается компетентными органами; это надлежащим образом оформленное несогласие одной стороны с действиями другой стороны, поступившее на рассмотрение органов, уполномоченных подтвердить или опровергнуть это несогласие.

Спором, в общем понимании этого слова, является взаимное притязание двух или нескольких лиц (сторон) на один и тот же объект, разрешаемое путем состязания (словесного доказывания, отстаивания своей точки зрения) в судебном процессе.

Например, гражданин, вынужденный провести мероприятия по устранению сорной растительности на соседнем участке, поскольку сорняки стали заражать его участок, предъявляет иск к нарушителю правил борьбы с сорняками о возмещении понесенных расходов, а нарушитель отказывается возместить, полагая, что не обязан тратиться на устранение сорняков в той части участка, которую временно не использовал. В данном случае обе стороны имеют притязание на стоимость расходов: одна требует оплатить, другая считает, что не должна платить.

Предметом спора обычно являются оспариваемые действия граждан либо юридических лиц, либо государственных органов. Спор считается разрешенным после вынесения уполномоченным органом решения относительно предмета спора и вступления этого решения в силу.

ЗК РФ не дает понятия земельного спора. В нем есть лишь одно предписание: земельные споры рассматриваются в судебном порядке (п. 1 ст. 64 ЗК РФ). Это предписание сформулировано в императивной форме. Оно устанавливает судебный порядок разрешения споров без обязательного предварительного обращения к органам государственного управления земельными ресурсами или органам местного самоуправления.

Однако в юридической литературе дается определение земельных споров.

Земельный спор — конфликт, возникающий между субъектами права на землю, а также между ними и государственными органами, органами местного самоуправления по вопросам собственности на землю, землевладения и землепользования. 1 )

Земельный спор — это обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений. 2 )

Обычно различают три категории таких споров: 3 )

а) земельные споры, связанные с нарушением или оспариванием прав граждан, юридических лиц на землю, включая право владения, пользования и распоряжения землей. Это так называемые собственно земельные споры.

Они возникают по поводу земли в связи с отказом предоставления земельного участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица. Спор может возникнуть и в связи с тем, что лицо заблуждалось в отношении своего действительного права;

б) земельно-имущественные споры, связанные не только с нарушением земельных прав, но и с возмещением убытков, вреда, вызванных этим нарушением. В суде и арбитражном суде такие споры подлежат рассмотрению в одном производстве;

в) имущественные споры, возникающие из земельных отношений. В последнем случае нет спора о праве на землю, а рассматриваются имущественные споры по поводу пользования и распоряжения землей.

Например, спор о размере убытков и их возмещении при изъятии земель для государственных и общественных нужд. Правомерность изъятия не оспаривается, но убытки не возмещаются либо прежний собственник, землевладелец не согласен с определением размера убытков. Такие споры рассматриваются в судебном порядке.

Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т.д.

Сторонами в споре выступают землевладельцы, землепользователи, собственники земельных участков, арендаторы, а также граждане, юридические лица, нарушившие их интересы, органы государственной власти и управления, органы местного управления и самоуправления, принимающие решения как по предоставлению и изъятию земельных участков, так и по земельным спорам.

Причиной споров бывают действительные действия (бездействия) либо заблуждения одной из сторон по поводу своих прав, обязанностей, интересов, неправильного их понимания. В этой связи и земельные правонарушения, и земельные споры могут быть как действительными, так и мнимыми. В первом случае земельный спор разрешается путем восстановления нарушенных прав и интересов, во втором — путем разъяснения сторонам их истинных правомочий.

Нельзя считать земельным спором разногласия о принадлежности земельного участка к тому или иному административно-территориальному образованию (району, селу и т.д.), в границах которого осуществляются полномочия той или иной местной администрации. Территория — категория государственного права, когда речь идет о государственной границе субъекта Федерации, либо административного права, — когда речь идет о полномочиях органа государственного управления на подведомственной ему территории. Все вопросы о территориальной принадлежности земельного участка решаются вне процедуры земельного спора. 1 )

Земельные споры обычно связаны с возникновением, изменением и прекращением прав на землю, возмещением затрат, возникающих в связи с земельными отношениями.

Существует несколько классификаций земельных споров.

По предмету земельные споры можно подразделить на споры, возникающие по поводу:

а) определенных земельных прав.

Например, права собственности на земельный участок, права преимущественного перед другими лицами возобновления арендных отношений, права на наследование земельного участка и т. п.;

б) признания поземельных прав, т.е. прав на недвижимость, связанных с правом на земельный участок.

Например, право собственности на жилой дом и земельный участок, на котором он построен; право на сохранение членства в садоводческом товариществе и на садовый домик с садовым участком; право на гараж и место, на котором он расположен, а также право на пользование землями общего пользования в гаражно-строительном кооперативе и т. п.;

в) признания имущественных прав.

Например, права на компенсацию убытков, причиненных правомерными или неправомерными действиями; права на урожай, выращенный до расторжения договора аренды земельного участка и т. п.

В зависимости от порядка рассмотрения земельные споры подразделяются на:

а) споры, рассматриваемые с обязательным соблюдением предварительной (преюдициальной) внесудебной процедуры;

б) споры, рассматриваемые непосредственно в судебных органах;

в) споры, переданные сторонами на разрешение в третейский суд.

В зависимости от содержания разногласий по поводу реализации субъективных прав и (или) исполнения обязанностей участниками, земельных правоотношений земельные споры классифицируются на:

а) споры о признании права на земельный участок.

Основанием для рассмотрения споров о признании права на земельный участок являются нормы ст. 12 ГК РФ и ст. 59 ЗК РФ. Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке при условии предоставления заинтересованным лицом доказательств, подтверждающих принадлежность земельного участка (соответствующего права на его использование);

б) споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения;

в) споры об изменении или прекращении земельных правоотношений.

Конфликт сторон спора может заключаться в признании или непризнании соответствующих юридических фактов в качестве основания изменения или прекращения правоотношений.

По другим основаниям земельные споры бывают следующие 1 ) :

1 Споры, возникающие по поводу предоставления земельных участков бывают следующих разновидностей:

— по поводу нарушения правил предоставления земельных участков.

Так, при предоставлении земель под строительство объектов, затрагивающих экологические интересы населения, в необходимых случаях решения должны приниматься по результатам обсуждения или референдума (ч. 2 ст. 41 Закона об охране окружающей природной среды), и если решение об отводе участка вынесено вопреки волеизъявлению населения, то заинтересованные лица через своих представителей или непосредственно вправе оспаривать в суде свои нарушенные права; равным образом вправе оспаривать незаконное предоставление участка другим лицам;

— по поводу нарушения границ землепользовании, происшедшего при отводе земельных участков.

Например, отводя участок в собственность тех или иных лиц, землеустроительная служба допустила ошибку в вычислении границ нового землепользования и отвела часть уже принадлежащей другому собственнику земли новому землепользователю; в ходе землепользования соседний землепользователь самоуправно прирезал себе часть земельной площади соседа; соседний землепользователь незаконно перекрыл земельный переход, являющийся местом общего пользования и т.п. Во всех этих случаях потерпевшее лицо, его представители и иные заинтересованные лица вправе обращаться с иском в суд и по суду добиваться восстановления нарушенных прав;

2 Споры, возникающие в ходе осуществления прав на использование земли. Как собственник, так и арендатор, а равно иные лица, осуществляющие использование земли, вправе оспаривать по суду:

— вмешательство в их хозяйственную деятельность, поскольку право самостоятельного хозяйствования на земле гарантируется законом и всякие ограничения этого права допустимы не иначе, как в специально оговоренных законом случаях, если этого требуют интересы национальной безопасности и охраны окружающей среды. Так, собственник земельного участка вправе оспаривать незаконные действия соседнего землепользователя, который строительством объекта на границе участков затеняет выращиваемые сельскохозяйственные культуры, снижая их урожайность;

— создание помех со стороны других лиц, препятствующих нормальному осуществлению правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком. Например, если выстроенная по соседству с садоводческим товариществом фабрика сбросами вредных веществ препятствует собственникам выращивать экологически чистую сельскохозяйственную продукцию, то товарищество, как и каждый отдельный его член, вправе предъявить иск к этой фабрике об устранении данных препятствий (прекращении сброса вредных веществ);

3 Споры, возникающие при изъятии земельных участков, бывают:

— по поводу незаконного решения об изъятии земельного участка.

Например, местная администрация принимает решение об изъятии земельного участка как используемого нерационально, и арендатор земли вправе доказывать по суду незаконность этих притязаний, поскольку снижения урожайности земли не произошло, мероприятия по повышению плодородия проводились своевременно и правильно;

— по поводу незаконных требований (или законных требований) досрочного прекращения договора аренды земли в связи с нарушением договорных обязательств арендатором. Так, арендатор вправе доказывать по суду, а арендодатель опровергать в судебном заседании несоответствие или соответствие хозяйственной деятельности арендатора положениям договора аренды данной земли;

4 Земельные споры, возникающие из негаторных (владельческих) исков. В случае нарушения земельных прав собственников или других землепользователей они вправе обратиться в суд о прекращении неправомерных действий со стороны нарушителя и о возмещения причиненных им убытков.

5 Земельные споры, возникающие в связи с земельно-планировочными работами.

Такие споры часто встречаются в жизни. Они, как правило, имеют сложный юридический состав. Специфика этих споров заключается в том, что ответчиками или соответчиками в этих спорах являются, как правило, органы государственной власти, которые осуществляют в отношении этих земель свои земельные права. Эти споры возникают, когда ведут строительство крупных объектов (водохранилищ, железных и автомобильных дорог; таких, например, как скоростная дорога Москва — Санкт-Петербург и др.) и когда затрагиваются интересы многих пользователей землей.

6 Споры по поводу возмещения убытков, причиненных в ходе осуществления земельных правоотношений:

а) взыскание по суду убытков, причиненных правомерными действиями, которые в свою очередь подразделяются:

— на взыскание убытков, причиненных изъятием земель или временным занятием земельных участков, ограничением прав лиц, использующих землю, или ухудшением качества земель, которые совершены в соответствии с законом или не в противоречии с ним. В таком случае суды обязаны решать дело с применением специального Положения, в котором есть определенные ограничения во взыскании убытков;

— взыскание убытков, причиненных иными правомерными действиями, например причинение убытков, совершенное в состоянии крайней необходимости (ст. 1067 ГК РФ). В таком случае суд вправе привлечь к участию третьих лиц, в интересах которых действовало лицо, причинившее этот вред, возложить на них обязанность возмещения этого вреда и т.п.;

б) взыскание убытков, причиненных неправомерными действиями. При решении дел данной категории применяются общегражданские правила возмещения вреда, предусмотренные ст. 1064 ГК РФ (полное возмещение причиненного вреда виновными лицами), с учетом особенностей объектов, которыми причинен вред, например вред, причиненный источником повышенной опасности: его владелец обязан возместить независимо от своей виновности или невиновности (ст. 1079 ГК РФ).

2 Разрешение земельных споров
Земельный кодекс 1991г. (ст.120, 122) предусматривал, что земельные споры рассматриваются в судах и арбитражных судах в качестве второй инстанции. По общему правилу, земельные споры рассматривались в административном порядке (т.е. путем обращения с заявлением или жалобой в орган или к должностному лицу, являющимся вышестоящими по отношению к субъекту, нарушившему право). Обращение за разрешением спора в суд до введения в действие Кодекса было возможно лишь после принятия решения по делу местной администрацией или ее уполномоченным органом.

Согласно ст. 64 действующего ЗК РФ и ст.118 Конституции РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке, т.е. регламентированной законом процедурой рассмотрения. До принятия дела к производству земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Земельные споры между юридическими лицами, органами власти и юридическими лицами, а также между юридическими лицами и гражданами рассматриваются в арбитражных судах. Земельные споры между гражданами рассматриваются в судах общей юрисдикции. Рассмотрение земельных споров осуществляется на принципе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с процессуальным законодательством РФ при подаче искового заявления в суд предъявляются доказательства, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом и договором.
2.1 Претензионная стадия разрешения споров
Анализируя законодательство РФ, касающегося земельных споров, можно указать досудебную (претензионную) стадию. Данная стадия подразумевает использование согласительных процедур в следующих случаях:

а) при рассмотрении споров между РФ, субъектами Федерации и муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю 1 ) ;

б) рассмотрение встречных требований к границам приватизируемых садовых, огородных и дачных земельных участков специально создаваемой комиссией по подготовке материалов для приватизации, включая формирование предложений об урегулировании спора 2 ) ;

в) при рассмотрении спора, переданного в третейский суд по соглашению сторон 3 ) ;

г) рассмотрение споров о местоположении выделяемого земельного участка в счет земельной доли и размере компенсации оставшимся участникам долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается Правительством РФ 4 ) .

Последствием несоблюдения отмеченной досудебной процедуры является возвращение искового заявления судом с указанием причин данного решения. Это обстоятельство не препятствует повторному обращению истца в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом будет устранено допущенное процессуальное нарушение.

2.2 Порядок рассмотрения споров. Особенности доказательств по земельному спору
Рассмотрение земельных споров осуществляется на принципе состязательности и равноправия сторон (п. 3 ст. 123 Конституции РФ), обеспечению которого служат следующие основные принципы судебного разбирательства 1 ) :

а) недействительность отказа в праве на обращение за судебной защитой нарушенных земельных прав (ст. 3 ГПК). Поэтому, например, формулировка о том, что стороны отказываются от обращения в суд и решают все вопросы во внесудебном порядке, является юридически недействительной, не препятствующей любой из сторон договора обращаться за защитой в суд;

б) равные процессуальные права сторон на представление в суде доказательств и исследование их, заявление ходатайств, дачу устных и письменных объяснений, возражений другой стороне и т.п. (ст. 35, 40 ГПК, ст. 33, 41, 43, 46 АПК);

в) равная обязанность сторон в доказывании тех обстоятельств, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений (ст. 56 ГПК, ст. 44 АПК);

г) равные права сторон в обжаловании в кассационном или ином порядке решения судов по земельным спорам (ст. 336 ГПК, ст. 181 АПК).

Процессуальный порядок рассмотрения земельных споров можно подразделить на следующие стадии:

а) обращение в суд заинтересованной стороны за защитой своего нарушенного или предполагаемо нарушенного земельного права, которое выражается в форме подачи искового заявления (ст. 131 ГПК, ст. 125 АПК). В исковом заявлении должны быть указаны наименование сторон и их адреса, цена иска, если иск подлежит оценке, обстоятельства, на которые заявитель ссылается как на обоснование своих требований, перечень прилагаемых к исковому заявлению доказательств, ходатайств и т. п.

Обращение считается свершившимся, если исковое заявление о рассмотрении земельного спора с приложенными документами зарегистрировано в суде, рассматривающем спор, поскольку с этого начинает свой отсчет срок, отпущенный законом на рассмотрение, который не может превышать двух месяца в суде и одного месяца в мировом суде (ст. 154 ГПК) и трех месяцев в арбитражном суде (ст. 152 АПК).

б) возбуждение дела о рассмотрении земельного спора в суде. Ему предшествует проверка судом поступивших материалов с точки зрения соблюдения подсудности, достаточности, перспективности дела. В целях быстрого и правильного разрешения спора суд вправе провести подготовительные действия: вызвать и опросить стороны об известных им обстоятельствах дела, запросить дополнительные документы по данному спору и т.п. (ст. 142 ГПК; ст. 112 АПК).

Признав дело достаточно подготовленным к рассмотрению, суд выносит определение о назначении его к судебному разбирательству, что является заключительным этапом в стадии возбуждения гражданского дела (ст. 153 ГПК, ст. 137 АПК).

в) вступительный этап стадии судебного разбирательства, выражающийся:

— в открытии судебного заседания, установлении особого режима поведения находящихся там лиц. В частности, в судебном деле могут участвовать только лица, являющиеся участниками гражданского процесса (ст. 34 ГПК; ст. 40 АПК), иные лица, присутствующие в зале, обязаны соблюдать установленный порядок и тишину, в случае нарушения которого судья вправе вынести определения о применении санкций, предусмотренных законом (ст. 159 ГПК, ст.154 АПК);

— в проверке явки сторон и других лиц, участвующих в деле, принятии к ним мер, предусмотренных законом. В частности, лицам, участвующим в деле, разъясняются их права и обязанности (ст. 161, 162, 165 ГПК; ст. 153 АПК);

Свидетели удаляются до начала судебного заседания из зала суда (ст. 163 ГПК); в отношении состава суда, прокурора, если он участвует в деле, решается вопрос об отводе (ст. 17, 18, 19, 20 ГПК, ст. 21-26 АПК) и т. п.

г) стадия судебного разбирательства (рабочая стадия рассмотрения земельного спора), включающая в себя подстадии:

— доклад дела — оглашение материалов, поступивших в судебное заседание и зарегистрированных в судебном деле (ст. 172 ГПК), поскольку одним из принципов судебного разбирательства является устность и непосредственность исследования материалов дела в судебном заседании;

— заслушивание сторон, а затем лиц, участвующих в деле, допрос свидетелей, исследование доказательств и т. п.;

— оценка доказательств в суде через судебные прения сторон, в которых каждая из сторон, участвующих в земельном споре, излагает свою точку зрения на результаты исследования материалов дела, комментирует их, дает свою оценку.

д) стадия принятия решения по данному делу. Процедура принятия решения судом жестко регламентирована законом: обеспечение тайны совещательной комнаты (ст. 192-194 ГПК); публичное оглашение решения в соответствии с принципом гласности судебного разбирательства (ст. 10,193 ГПК) и т.п. Арбитражный же суд не скован такими жесткими формальностями, и на него лишь возложена обязанность объявления решения по земельному спору (ст. 167, 176 АПК).

Решение суда должно быть законным и обоснованным и вынесенным только на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании (ст. 195 ГПК, ст. 168-169 АПК). Не допускается вынесение решения по предположениям, не подтвержденным доказательствами.

Добывание, предъявление в судебное заседание, оперирование в судебном заседании доказательствами является центральным элементом судебного процесса.

Закон определяет следующие признаки, которыми должны обладать доказательства:

а) относимость к данному земельному спору по предмету спора (ст. 59 ГПК, ст. 67 АПК), т.е. суд принимает при рассмотрении земельного спора только те доказательства, которые имеют отношение к данному делу. Например, при взыскании стоимости неполученного урожая не могут приниматься во внимание материалы об урожайности соседних полей, имеющих иной почвенный покров, водно-солевой режим и другие свойства;

б) допустимость (ст. 60 ГПК, ст. 68 АПК), выражающаяся в том, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания. Например, нарушение установленной законом формы договора, которая должна быть письменной, лишает стороны земельного спора возможности ссылаться на свидетельские показания;

в) достоверность, поскольку при обнаружении подложного документа в деле, суд устраняет его из числа доказательств (ст. 186 ГПК);

г) достаточность, поскольку при недостатке доказательств сторона, доказывающая обстоятельства, на которые она ссылается, как на обоснование своих требований или возражений по данному земельному спору, считается не доказавшей эти обстоятельства со всеми вытекающими из этого последствиями. Так, если при рассмотрении спора о преимущественном праве на продление аренды земельного участка арендатор не смог доказать надлежащего выполнения своих обязательств по прежним договорным обязательствам, то он лишается данного преимущества.

Доказательства по земельному спору имеют сложную структуру, и в их составе необходимо выделить следующие элементы 1 ) :

а) фактические данные, которые действительно имели место по данному земельному спору. Например, факт обращения в местную администрацию за получением земельного участка в аренду; факт вмешательства соседнего землепользователя в производственно-хозяйственную деятельность собственника земельного участка; факт нарушения границы землепользования и т. п.;

б) документальное и иное подтверждение этих фактических данных допустимыми способами доказывания. Например, свидетельскими показаниями; письменными доказательствами в виде акта, расписки в добровольном возмещении вреда, причиненного землепользователю; вещественными доказательствами и т. п.;

в) включение в судебный процесс документального подтверждения фактических данных, являющихся доказательством по земельному спору. Он осуществляется двумя основными путями:

— приложением документов, подтверждающих фактические данные, к исковому заявлению при подаче его в суд и с оговоркой в этом заявлении всех реквизитов данных документов;

— в ходе судебного разбирательства по земельному спору. В этом случае инициатор представления дополнительного документа обязан заявить ходатайство о приобщении документа, и приобщение его может быть осуществлено только по определению суда о приобщении к делу в качестве доказательства дополнительного документа.

Кроме того, дополнительные доказательства могут быть истребованы судом как по собственной инициативе, так и по ходатайству сторон и других участников судебного процесса по земельному спору.

Не требуется от сторон земельного спора доказывания тех обстоятельств, которые:

а) являются общеизвестными. Например, стихийное бедствие, происшедшее в период, когда возник спор; объявление данной зоны зоной чрезвычайного положения; необычные погодные условия, происшедшие в известный период и др. Признание общеизвестным того или иного обстоятельства осуществляется судом, который может и не признать это обстоятельство таковым, и тогда стороны обязаны доказывать его в общем порядке;

б) уже установлены вступившим в законную силу приговором или решением суда. В таком случае стороны, хотя и освобождены от доказывания уже доказанного судом факта, обязаны представить в суд, рассматривающий данный земельный спор, надлежаще заверенную копию этого решения или приговора суда.

Предъявленные по земельному спору доказательства должны быть исследованы судом всесторонне, полно и объективно во всей их совокупности. При этом никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Так, заключение эксперта по земельному спору не является «священным», оно оценивается судом критически наряду с показаниями свидетелей, материалами, закрепленными в документах неэкспертного характера, вещественными доказательствами.

Оценка доказательств осуществляется каждым судьей с учетом трех факторов: закона, правосознания, присущего индивидуально каждому судье, и сложившегося у судьи в результате рассмотрения дела внутреннего убеждения (уверенности) в данном решении.

2.3 Разграничение дел по земельным спорам
Норма, сформулированная в п.1 ст.64 ЗК РФ, является императивной и не предполагает расширительного толкования. Она устанавливает обязательность рассмотрения земельного спора только в судебном порядке, исключая данную категорию споров из юрисдикции органов управления. При этом следует полагать, что использованное в данной статье неправовое понятие «земельные споры» означает споры, возникающие из земельных правоотношений. Содержание этих правоотношений определено в ст.3 ЗК РФ: «Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охранение земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения)». Многие земельные споры разрешаются в порядке искового производства.

Земельные споры подведомственны суду или арбитражному суду.

Систему арбитражных судов РФ составляют: Высший арбитражный суд РФ, федеральные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ. Компетенция этих судов определена в ст. 10, 26, 36 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах РФ», их деятельность конкретизирована постановлением Верховного Суда РФ и пленума Высшего арбитражного суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 1 ) , а также ст. 27 АПК, определившей подведомственность земельных споров арбитражным судам.

Исковые дела по спорам, возникающим из земельных правоотношений, с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления рассматриваются и разрешаются федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями. Земельные споры рассматриваются судами в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности споров, установленными процессуальным законодательством РФ.

Мировые судьи как низовое звено гражданского судопроизводства рассматривают в качестве суда первой инстанции дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества (в том числе и земельные участки) независимо от цены иска; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления; дела об определении порядка пользования имуществом, включая порядок пользования земельными участками, находящимися в общей собственности; федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.

В остальных случаях гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, рассматриваются по первой инстанции районными судами, за исключением дел, подсудных военным и иным специализированным судам, верховным судам республик, краевому, областному суду, суду городов федерального значения, суду автономной области и автономного округа, а также Верховному Суду РФ.

По общему правилу определения территориальной подсудности, иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Однако для ряда категорий споров предусмотрена исключительная подсудность: иски о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

Согласно ст.22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны:

а) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

б) дела по указанным в ст.122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

в) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст.245 ГПК РФ. В соответствии с данной статьей суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в частности:

— по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

— по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

г) дела особого производства, указанные в ст.262 ГПК РФ. В порядке особого производства суд рассматривает, в частности, дела:

— об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

— о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

— по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства;

д) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

е) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

В соответствии с ч.2 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Исходя из смысла п. 2 ст. 22 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов должны относиться, в частности, такие земельные споры 1 ) :

— о разногласиях по договору (земельной сделке), заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на решение арбитражного суда согласована сторонами;

— об изменении условий или расторжении договора по поводу земельной сделки;

— о признании права собственности на земельный участок;

— об истребовании собственником или иным законным владельцем земельного участка из чужого незаконного владения;

— о нарушении прав собственника или иного законного владельца земельного участка, не связанном с лишением владения;

— о возмещении убытков, причиненных нарушением земельных прав юридических лиц или граждан, признанных индивидуальными предпринимателями;

— о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующими законам и иным нормативным правовым актам и нарушающими земельные права и законные интересы организаций и граждан, признанных индивидуальными предпринимателями;

— о взыскании с организаций и граждан, признанных индивидуальными предпринимателями, штрафов, наложенных государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции за соблюдением земельного законодательства, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания.

Подведомственность дел арбитражному суду в настоящее время определяется по правилам ст.27-32 АПК РФ. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием РФ, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан РФ, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений, определяется в соответствии со ст.28 АПК РФ. Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определена ст.29 АПК РФ. Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности:

— об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

— об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Статьей 30 АПК РФ определяется подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов установлена ст.31 АПК РФ.

Арбитражные суды рассматривают в соответствии с гл.31 АПК РФ дела:

а) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

б) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 32 АПК РФ определяет подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. Арбитражные суды рассматривают в соответствии с гл.32 АПК РФ дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Специальная подведомственность дел арбитражным судам установлена в ст.33 АПК РФ.

От подведомственности дел необходимо отличать подсудность, т.е. относимость определенного гражданского дела к ведению конкретного суда (общей юрисдикции или арбитражного суда), управомоченного рассмотреть его по первой инстанции и принять по нему решение (разрешить дело по существу). В настоящее время подсудность споров определяется статьями гл.3 ГПК РФ, гл.4 АПК РФ.

Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, в т.ч. экономические споры между РФ и субъектами РФ, а также между субъектами РФ.

Как и в гражданском судопроизводстве, по общему правилу территориальной подсудности, иски предъявляются в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика. В исключение из правила иски о правах на земельные участки и другое недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.
2.4 Разрешение споров в третейском суде
Возможность рассмотрения земельного спора в третейском суде прежде была предусмотрена ст.123 ЗК 1991г. Согласно п.2 ст.64 ЗК РФ передача земельного спора на рассмотрение третейского суда возможна только до принятия дела к производству судом общей юрисдикции или арбитражным судом в зависимости от подведомственности конкретного дела 1 ) .

Порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории РФ, за исключением международного коммерческого арбитража, в настоящее время регулирует Федеральный Закон от 24.07.2002г. №102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

Третейский суд — это негосударственный юрисдикционный орган. Согласно ст.2 указанного Федерального закона третейский суд может быть постоянно действующим или образованным сторонами для решения конкретного спора. В третейский суд по соглашению сторон третейского разбирательства может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах. Такие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо: приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда; утвердила положение о постоянно действующем третейском суде; утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон. Данное соглашение не может противоречить положениям п.1, 2, 4 и 5 ст.8, п.1 ст.9, ст.11, п.1 и 2 ст.13, ст.14 данного Федерального закона. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения ст.8-14 указанного Федерального закона.

Согласно ст.5 Федерального закона спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.

Третейское соглашение заключается в письменной форме. Такое соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.

Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения.

Федеральный закон «О третейских судах в РФ» регламентирует также состав третейского суда (ст.8-14), расходы, связанные с разрешением спора (ст.15-16), порядок третейского разбирательства (ст.17-30), а также устанавливает правила: принятия решения третейского суда (ст.31-39), оспаривания такого решения (ст.40-43) и его исполнения (ст.44-46).

Еще по теме:

  • Курсовая работа государство право и личность Государство и личность Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Государство и личность (предмет: Государство и право) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта. Приступая к […]
  • Как встать на очередь программы молодая семья Условия участия в программе Молодая семья Уже 8 лет Правительство России осуществляет масштабный проект помощи молодежи, направленный на решение жилищной проблемы. Выполнив условия участия в программе «Молодая семья», действие которой с […]
  • Ежемесячные детские пособия на третьего ребенка Ежемесячные детские пособия Родителям в качестве социальной поддержки помимо единовременных пособий выплачиваются различные виды ежемесячных федеральных и региональных компенсаций в зависимости от нуждаемости каждой семьи. В 2018 году […]
  • Самара покупка дома в городе Универсальное правило для SEO-текстов Самара - Красный Яр, 37 км Подробнее Самара - Красный Яр, 42 км Подробнее Самара - Волжский, 28 км Подробнее Кировский мостовой переход, 30 км Подробнее Самара - Волжский, 5 […]
  • Адвокат пахомова Адвокат Пахомова Наталья Владимировна Полезная информация? Поделиться: По данным опубликованных судебных решений Пахомова Н. В. участвовал(-а) в делах, рассматривавшихся в судах: Бессоновский районный суд Железнодорожный районный […]
  • Как оформить право собственности на нежилое помещение РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА НЕЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ Cведения о существующих правах на объекты недвижимости и данные об этих объектах содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с […]