Тема урока конституционное право

Урок обществознания «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.»

Департамент профессионального образования Томской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Томский коммунально – строительный техникум»

(План конспект урока)

(данный план конспект рекомендуется использовать в системе СПО на уроках обществознания при изучении раздела «Право в системе общественных отношений» при изучении темы «Конституционное право», материалы можно использовать на уроках обществознания в старших классах средней школы, план конспект включает в вопросы: понятие о конституции, конституционное право Российской Федерации, основы конституционного строя России, вопросы для закрепления материала, задания для самостоятельной работы)

План конспект урока.

Цели и задачи урока:


Обучающая:
изучить понятия: конституция, конституционное право, основы конституционного строя Российской Федерации.
Развивающая: формирование умения работать с нормативно-правовыми актами – текстом конституции
Воспитательная: воспитание гражданственности через знание, уважение и соблюдение конституции страны.

1. Понятие о конституции.
2. Конституционное право Российской Федерации.
3. Принятие конституции Российской Федерации.
4. Основы конституционного строя Российской Федерации.

1. Понятие о Конституции.

Слово конституция в переводе с латинского означает установление, устройство. Конституция – это основной закон страны. Она определяет государственное устройство страны, полномочия органов власти, фиксирует права, свободы и обязанности гражданина страны. Конституция имеет высшую юридическую силу, это значит что все нормативные акты, которые принимаются в стране, не должны ей противоречить.

Известно несколько способов принятия конституции:
— конституционным собранием, конвентом (США)

— учредительным собранием (Италия, Индия)

— путем актроирования, т.е. введения односторонним актом исполнительной власти – монархом или президентом

— путем референдума — это всенародное голосование. Сначала текст проекта конституции публикуют в средствах массовой информации и предлагают гражданам страны изучить текст проекта и только потом проводят референдум (Франция, Россия)

Конституция имеет прямое действие, распространяется на всей территории страны и все органы власти, граждане, организации обязаны ее соблюдать.

2. Конституционное право Российской Федерации.

Конституционное право Российской Федерации – это ведущая отрасль российской правовой системы, рассматривающая принципы организации и порядок функционирования органов государственной власти и управления, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством и другие правовые принципы и нормы, обладающие высшей юридической силой. Оно рассматривает и положения самой действующей конституции.
Принципами конституционного права России являются: республиканская форма правления, народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм.
Основные источники конституционного права в нашей стране – Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы: о референдуме, о Конституционном суде, о судебной системе и др, федеральные законы: о выборах президента РФ, о выборах депутатов Государственной Думы, об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.

3. Принятие конституции Российской Федерации.

В 1993 году в стране произошли события, которые вошли в историю как конституционный конфликт между исполнительной властью в лице президента России Б.Н. Ельцина и законодательной властью в лице Верховного Совета России под руководством Р.И. Хасбулатова по поводу властных полномочий. Президент хотел расширения президентских полномочий, Верховный Совет был против этого. В апреле 1993 года в стране был проведен референдум о доверии президенту, он показал, что большинство его участников 58 процентов доверят президенту. В этих условиях по указанию Б.Н.Ельцина была ускорена разработка проекта новой Конституции. Он предполагал значительное расширение полномочий Президента, что вызвало недовольство большинства членов Верховного Совета. 21 сентября 1993 года Президент издал указ о роспуске Верховного Совета и проведении в декабре выборов в новый парламент и одновременно – референдума о принятии новой Конституции. Верховный Совет расценил этот указ как попытку государственного переворота. Было принято решение о прекращение полномочий Б.Н.Ельцина и возложение обязанностей Президента на вице-президента А.В.Руцкого. Начался двухнедельный период противостояния приверженцев Президента и Верховного Совета. 2-3 октября 1993 года оно приняло вооруженный характер: отряды сторонников Руцкого захватили мэрию и попытались штурмом взять телестудию Останкино. В ответ Ельцин ввел в Москве военное положение. 4 октября после обстрела из танковых орудий Белый дом (резиденция Верховного Совета) был взят штурмом. Руководители Белого дома были взят под арест, однако в 1994 году были амнистированы. По официальным данным, число жертв составило 145 человек. 12 декабря 1993 года состоялся референдум, на котором 58,4 процента участвовавших в нем одобрили президентский проект Конституции. Одновременно прошли выборы в нижнюю палату нового законодательного органа – Государственную Думу Российской Федерации
12 декабря – ежегодно в стране отмечается государственный праздник – День Конституции Российской Федерации.

4. Основы конституционного строя Российской Федерации.

Выдержки из главы 1 «Основы конституционного строя» (целесообразно раздать на учебные столы либо данные выдержки, либо текст конституции главу 1. и совместно с обучающимися читать текст, а педагогу давать пояснения).

Статья 1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Статья 4. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство Российской Федерации

Статья 5. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации

Статья 6. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации

Статья 7. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

Статья 10. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны

Статья 11. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации

Статья 12. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти

Статья 13. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие…, политическое многообразие, многопартийность.
Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни

Статья 14. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом

Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы

Вопросы для закрепления пройденного материала.

1. Что такое конституция?

2. Какие существуют способы принятия конституции?

3. Что такое конституционное право?

4. Каковы источники конституционного права Российской Федерации?

5. Когда и каким путем была принята Конституция РФ?

6. Что по Конституции РФ является высшей ценностью?

7. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ?

8. Назовите органы власти в РФ.

9. Кто в РФ обязан соблюдать Конституцию и законы?

10. Что значит Российская Федерация – светское государство?

Задания для самостоятельной работы.

1. Какой и способов принятия конституции представляется вам наиболее: а) демократическим; б) оперативным?

2. «Конституция представляет собой то, что говорят о ней судьи» (Ч.Э.Хьюджес, американский правовед). Объясните, как вы понимаете эту мысль.

3. Познакомьтесь со следующим утверждением: «Конституция не только правовой акт. В преамбуле и статьях Конституции Российской Федерации содержаться нравственные ориентиры справедливости для нашего общества». (Л.А. Окуньков, правовед). Используя текст Конституции РФ, главы 1 и 2 приведите примеры, подтверждающие данную мысль.

4. Укажите в данном ниже списке основные отличительные черты Конституции Российской Федерации: Конституция подвела черту под существовавшим в стране коммунистическим строем; в ней получили дальнейшее развитие принципы социализма; она заложила основы новой общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических процедурах; в соответствии с Конституцией Российское государство является унитарным; признается идеологическое единство российского народа.

Список использованной литературы.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Правоведение: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений /А.Ф. Никитин. – 4-е изд. М.: Просвещение, 2007.- 352с.

3. Право: учеб. для учащихся 10 кл. . общеобразоват.учреждений: профил. уровень /Л.Н.Боголюбов, Е.А.Лукашева, А.И. Матвеев и др/; под ред. Л.Н. Боголюбова и др.- М.: Просвещение, 2007.- 285 с.

Урок по теме «Конституция»

Как учитель историко-обществоведческого цикла считаю, что вопрос изучения Конституции очень важен. О важности данного вопроса говорит и Указ Президента России от декабря 1994 года.

Конституция не только достаточно сложный, но и большой политико-правовой документ (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей, 9 положений). Глубокая проработка этого документа требует немало времени. Но с отдельными положениями учащихся нужно обязательно знакомить. Изучать этот документ можно только с его текстом в руках. Именно работа с текстом поможет разобраться в ее содержании, понять главные мысли, идеи и главное – убедиться в том, что Конституцию следует глубоко уважать. С уважения к Конституции начинается уважение к закону в нашей повседневной жизни.

Для чего человеку нужна Конституция? Прежде всего для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, т.е. ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

На этот же вопрос демократически настроенные политики ответят – чтобы ограничить власть правителей. Принимая Конституцию, граждане стремятся оградить себя от их всевластия. Давайте обратимся к Конституции РФ и РТ, мы увидим разделы о Президенте, парламенте, правительстве. В них определена сфера их деятельности, порядок их выбора. В этом и заключается ограничение их власти. Они могут делать то, что указано в Конституции, но не более того. Высший же смысл и назначение Конституции как закона – это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным.

Цели и задачи:

  • выяснить, что такое Конституция, и какова её роль в жизни общества;
  • рассмотреть основные права и обязанности граждан России, зафиксированные в Конституции РФ и РТ;
  • познакомиться с функциями органов государственной власти РФ и РТ.

Основные понятия: Конституция, правовой статус человека.

Форма урока: групповая, метод – работа с документами.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • документы – Конституции РФ, РТ;
  • толковый словарь.

Вопросы для изучения:

  1. Что такое Конституция?
  2. Правовой статус человека.
  3. Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.
  4. Органы государственной власти в РФ и РТ

ХОД УРОКА

Вступление: учитель формулирует тему урока, говорит о ее актуальности, кратко ставит цели и задачи.

  • Начнем нашу работу с понятия “Конституция”.

Ваши ассоциации на понятие? Работаем 1 мин. (каждая группа записывает свои ассоциации в смысловые блоки. ).

  • На основе смысловых блоков ученики формулируют понятие “Конституция” (заслушиваются результаты работы в группах)
  • Работа с толковым словарем – сравнение определения
  • Работа с понятием “Конституция” ( )

Конституция (от латин. “устройство”) – это основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Учитель: Мы выяснили, что такое “Конституция”. Предлагаю вашему вниманию краткую историческую справку о конституциях, принятых в нашем Отечестве за всю историю его существования. (Сообщение учащегося).

Учитель демонстрирует Конституцию РФ от 12 декабря 1993 года, зачитывает преамбулу и даёт краткую характеристику.

Для чего нужна конституция? (Беседа)

Учащиеся:

  1. Необходимо каждому знать свои права и обязанности.
  2. Конституция существует, как ограничитель власти правителей, тем самым граждане стремятся оградить себя от их всевластия.
  3. Важно ощущать себя гражданином собственной страны, а в Конституции зафиксированы права и свободы не просто человека, а гражданина.
  4. Далее идет работа с понятиями.

Правовой статус – это совокупность прав и обязанностей человека.

Быть гражданином – это значит иметь права, установленные юридическими нормами, и получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чем-то обязанным.

Учитель: Следующий этап нашего урока – практическая работа в группах.

(4 группы учащихся работают с карточками-инструкциями, в основе – тексты Конституции РФ и РТ + ситуативные задания)

Источники: учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой + Конституция РФ + Конституция РТ.

Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Прочитайте п.5 §11 и п.5 стр. 96 учебника;

Конституция РФ гл.4 ст.80, 81, 84, 87 (1), ст.89, 90, 91.

Конституция РТ гл.2 ст.89, 90, 91 (3), 94.

ВОПРОС: Каковы основные функции и полномочия Президента РФ и Президента РТ как главы государства?

2) Рассмотрите ситуацию, ответ на которую нужно найти в Конституции РФ.

Два субъекта Федерации имеют взаимные территориальные претензии. Разрешим ли этот конфликт конституционным путем?

Источники: учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой + Конституция РФ + Конституция РТ.

Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Прочитайте п.5 §11 и п.5 стр. 96 учебника;

Конституция РФ гл.6 ст.110, 111 (1), ст.114

Конституция РТ гл.3 ст.99 (1), 100, ст.103 (начало)

Конституция РФ гл.7 ст.125 (1), (4), ст.126, 127 (начало)

ВОПРОС: Как формируется Правительство РФ и перед кем оно ответственно за свою работу?

Чем занимается Правительство?

2) Рассмотрите ситуацию, ответ на которую нужно найти в Конституции РФ.

Президент предлагает вернуть часть российской территории государству, которому она принадлежала ранее. Жители этого региона требуют права решающего голоса в разрешении этого вопроса. Допускает ли это Конституция РФ.

Источники: учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой + Конституция РФ + Конституция РТ.

Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Прочитайте стр. 93–95 §11 учебника;

Конституция РФ гл.2.

Конституция РТ раздел 2.

ВОПРОС: Как классифицируются основные права и свободы человека и гражданина в России? Какие правовые обязанные человека перед обществом и государством определены в Конституции РФ и РТ?

Какие правовые обязанности человека перед обществом и государством?

2) Рассмотрите ситуацию, ответ на которую нужно найти в Конституции РФ.

Президент предлагает перенести очередные выборы на неопределённый срок и ввести чрезвычайное положение. Парламент категорически против. Как разрешается этот конфликт в соответствии с Конституцией РФ.

Источники: учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой + Конституция РФ + Конституция РТ.

Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1) Прочитайте п.5 §11 учебника;

Конституция РФ гл.5 ст.94, 95, 96 (1), 97(1), 102, 103, 109(1).

Конституция РТ раздел IV ст.67, 68, 69, 75(1, 3, 4, 5, 7).

ВОПРОС: Какое положение занимает Федеральное Собрание в системе органов государства?

Каковы структура и основные направления деятельности Федерального Собрания?

2) Рассмотрите ситуацию, ответ на которую нужно найти в Конституции РФ.

Совет Федерации предлагает изменить законы РФ в соответствии с нормами международного права. Государственная Дума считает, что это ограничит независимость России. Какие пути разрешения этого конфликта предлагает Конституция РФ?

Выступления с итогами работы по группам. ( , , )

Учащиеся в группах заполняют лист самооценки, отвечая на вопросы:

  • как работала группа?
  • что особенно понравилось или не понравилось на уроке?
  • чем заинтересовались?
  • оцените свою работу в группе.

Домашнее задание по выбору: таблица или “Синквейн”.

Урок по теме «Конституция РФ»

“Чтобы быть свободным нужно подчиняться законам”.
(античное высказывание)

I Вступительное слово учителя

Сегодня у нас необычный урок, урок- практикум по главе “Конституция РФ”. Актуальность темы не вызывает сомнения. В настоящее время все большее внимание уделяется воспитанию граждан и патриотов России. Наша задача, как выпускников качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Посмотрите внимательно на тему и сформулируйте цель урока.

(повторить, закрепить основные понятия темы, прорешать разноуровневые задания ЕГЭ.)

II Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по модулю Конституция РФ

(включен проектор, высвечивается тема, цели)

III Мозговой штурм

1.Дать понятие “конституционное право”

2.Как называется документ, являющийся основным законом нашего государства?

3.Дать понятие “конституция”

4.Каким образом принималась конституция?

5.Какие типы конституций вы знаете? (писанные – неписанные)

6.История Конституций. Сколько было Конституций в РФ? В СССР?

7. Структура Конституции?

8.Что такое “преамбула”?

9.Самая большая глава? Почему?

IV Анализ статей Конституции

1.Когда была принята ныне действующая Конституция?

2.Что является высшей ценностью по Конституции? (найти статью)

3.Какие формы непосредственного выражения власти предусмотрены в Конституции? (статья)

4.Сколько видов субъектов в Российской Федерации? (статья)

5.Является ли какая-нибудь религия в нашей стране государственной? (статья)

6.Дейтельность каких объединений запрещена в РФ? (статья)

7. Кому принадлежит земля в современной России по Конституции? (статья)

8.Могут ли республики, входящие в состав России иметь свои Конституции? (статья)

9.Кто является носителем источника власти и суверенитета? (статья)

10.Какие социальные гарантии имеют граждане России по Конституции? (статья)

11.Обязанности человека и гражданина по Конституции (статьи)

V Творческое задание — работа с синквейном

(лист с синквейном на проекторе)

Каждая группа составляет свой синквейн, выбирает лучшие и мы прослушаем. (2 минуты)

VI Презентации

Было дано творческое задание 4 группам: подготовить презентации по 4 основным разделам Конституции, тем разделам, которым уделяется много внимания в ЕГЭ. Причем не только информативные презентации, но ученики сами должны были составить, разноуровневые вопросы ЕГЭ, используя Конституцию.

1.Презедент РФ – презентация

Класс выполняет задания на листочках, сразу проверка, озвучивание баллов.

2.Законодательная власть – презентация

3.Исполнительная власть – презентация

4.Судебная власть – презентация

Проверка, озвучивание оценок.

Ученикам раздаются правовые задачи, заранее разработанные учителем. Учащиеся должны решить эти задачи, с опорой на конкретные статьи Конституции.

VIII Аналитическая справка

Было дано опережающее проблемное задание в СМИ: найти материал о сущности политического режима, сложившегося сегодня в России. Какие аргументы высказывают авторы статей? Попытаться сформулировать собственную позицию. Результаты оформить в виде аналитической справки.

  • 1-й выступающий — в России демократия
  • 2-й выступающий — в России олигархия
  • 3-й выступающий — в России милитократия

Результат по аналитическим справкам.

IX Итог урока:

Аналитическая таблица, разработанная учениками

Значимость правовых знаний (грамотности) и правовой культуры в современном динамично развивающемся обществе. Самым главным достижением этих лет является то, что мы делаем первые шаги в сторону строительства правового демократического государства, основным законом которого является Конституция.

X Домашнее задание — на проекторе

XI Озвучивание оценок

Первый знает конституцию наизусть.

Второй написал на нее памфлет.

Третий провел постатейный анализ конституции.

Первый считает себя самым важным для общества человеком – юристом.

Однако второй — значительно важнее: он работает как отрицательная обратная связь в управлении обществом.

Но третий важнее обоих. Он важнее тысячи вторых и многократно важнее всех вместе взятых первых. Ибо только он способен отыскать выход из тупика.

План-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме:
Разработка урока по обществознанию для 11 класса (профильный уровень) По теме «Основы конституционного строя Российской Федерации»

ТИП УРОКА: Семинар.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Способствовать осознанию учащимися того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства; способствовать овладению основами культуры прав человека, включения в демократическую жизнь общества.

Показать политические основы конституционного строя Российской Федерации как правового демократического государства и его основные признаки.

2. Раскрыть общие и отличительные особенности Российской Федерации как правового демократического государства.

Предварительный просмотр:

для 11 класса (профильный уровень)

« Основы конституционного строя

Кузьменкова Надежда Ивановна

Колпинский район г. Санкт-Петербурга

ТЕМА: « Основы конституционного строя Российской Федерации »

ТИП УРОКА : Семинар.

1. Способствовать осознанию учащимися того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства; способствовать овладению основами культуры прав человека, включения в демократическую жизнь общества.

Показать политические основы конституционного строя Российской Федерации как правового демократического государства и его основные признаки.

2. Раскрыть общие и отличительные особенности Российской Федерации как правового демократического государства.

  1. Получить знания о Конституции, основах конституционного строя;
  1. Формирование интереса к Конституции РФ, Демократическим принципам.
  2. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

1.Развитие познавательных умений;

2. Развитие аналитического мышления.

  1. Лекция-общение
  2. Формулирование вопросов
  3. Презентация.
  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Конституция РФ (у каждого учащегося)

Меж- и внутри- предметные связи на учебном занятии:

Право – «Конституционное право».

История – «Становление новой России».

Обществознание – «Конституция РФ».

СЕМИНАР «Конституция РФ»

Конституция (от лат. constitutio — устройство), основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

История появления конституции начинается с американской и французской Конституций, где по мнению основателей США, она должна иметь следующие характеристики:

По мнению основателей США, конституция должна была иметь следующие характеристики:

а) ее основой должны быть права граждан на жизнь, свободу и собственность;

б) она должна устанавливать обязанности государства защищать эти права;

в) учитывая права и обязанности граждан, распределение ресурсов в стране и возможности контроля за конфликтными ситуациями, она должна устанавливать пределы использования своей власти государством;

г) она должна установить принцип неприкосновенности личности;

д) она может быть изменена лишь при всеобщем согласии граждан.

Впервые о конституции в России стали говорить в начале XIX в. при Александре I и движении декабристов. Во время восстания 1825 г. солдаты кричали, что они за «Константина и его супругу Конституцию». Но основная масса народа не представляла себе, что такое конституция.

Значительные шаги в направлении конституционного правления были предприняты в царствование императора Александра II. Основные направления деятельности Александра II — отмена крепостного права, судебная реформа, развитие земства, проект конституционного закона.

Николаем II был принят Манифест 17 октября — конституционный акт, где выражалась воля императора «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний, союзов». Гарантировалось право участвовать в выборах в Государственную Думу тех слоев, которые раньше были лишены права голоса. Манифест 17 октября провозглашал начало демократического конституционализма.

В 1906 г. были приняты Основные государственные законы Российской империи, которые привели к значительному преобразованию: представительные государственные учреждения стали принимать непосредственное участие в законодательной деятельности и охране законности.

В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций. Принятие каждой конституции знаменовало существенные изменения, происходящие в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию и утверждало новые концепции развития.

Особенностью Конституции 1918 г. являлось то, что она полностью зачеркнула весь предшествующий опыт России, ничего не оставила от дореволюционных государственных институтов и структур.

Причиной появления Конституции 1924 г. явилось то, что РСФСР объединилась с другими независимыми республиками в СССР.

Конституция 1936 г. подтвердила вступление страны в новый этап своего развития, который знаменовал построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.

Конституция 1977 г. объявила, что общество вступило в этап «развитого социализма», то есть советское государство из государства диктатуры пролетариата превращается в общенародное государство.

Реформирование Конституции началось в 1989 г.

Постепенные нововведения Конституции:

1) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного, федеративного;

2) устранено положение о руководящей и направляющей роли компартии;

3) признание приоритета прав человека и гражданина;

4) признание частной собственности;

5) видоизменение структуры советской власти; отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему;

6) признание принципа разделения властей;

7) введение института Президента;

8) установление местного самоуправления.

Как вы думаете, почему возникла необходимость принятия новой Конституции в 1993 г.? (расхождение старой Конституции с практикой построения правового демократического государства)

Уже с начала 90-х годов стала ясна необходимость создания новой Конституции. 12 июня 1990 г. — Россия провозглашена суверенным государством.

После распада СССР в 1991 г. началась трансформация российского общества в направлении демократического развития, лишения компартии ее господства. Весной 1993 г. по инициативе Б. Н. Ельцина был разработан проект Конституции РФ, но тогдашний состав Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов РФ не позволил принять данный проект Конституции. Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. было утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, по которому требовалось, чтобы более 50 процентов избирателей проголосовали за ее принятие.

12 декабря 1993 г. состоялся референдум, и была принята новая Конституция.

Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием на референдуме).

Состоит из: преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137статей.

Глава 1. Основы конституционного строя.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

Глава 3. Федеративное устройство.

Глава 4. Президент Российской Федерации.

Глава 5. Федеральное собрание.

Глава 6. Правительство Российской Федерации.

Глава 7. Судебная власть.

Глава 8. Местное самоуправление.

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Заключительные и переходные положения.

В преамбуле провозглашается, что данную Конституцию принимает многонациональный народ России.

Демократические и гуманистические ценности, лежащие в основе Конституции:

1. Права и свободы человека.

2. Гражданский мир и согласие.

3. Равноправие и самоопределение народов.

4. Единство и суверенитет России.

Конституция РФ ориентирована на утверждение и защиту общечеловеческих ценностей: человек, его права и свободы провозглашены в качестве высшей ценности, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства (ст. 2).

В Конституции закреплен институт президентства. Президент является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Определена форма законодательной представительной власти — Федеральное Собрание, двухпалатный парламент.

Для органов местного самоуправления предусмотрены возможности их многообразия с учетом местных особенностей.

Важной предпосылкой преодоления всевластия государства в отношении граждан является закрепленное в Конституции РФ многообразие форм собственности — частная, государственная, муниципальная и иные (ст. 8) и свобода выбора гражданином не запрещенных законом форм экономической деятельности (ст. 34).

В Конституции предусмотрена система судебной защиты гражданином своих прав и свобод. При этом гражданин имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями властей или их бездействием (ст. 53).

Законодательно закреплено единое экономическое пространство с общей денежной единицей (рублем) и без таможенных границ внутри страны (ст. 74, 75).

Федеральным конституционным законом должны быть определены государственные флаг, герб и гимн России как суверенного государства (ст. 70).

Установлено единое российское гражданство на всей территории РФ (ст. 6).

Содержание Конституции РФ непосредственно ориентировано на общепризнанные принципы и нормы международного права. Так, провозглашенные в Конституции РФ права и свободы человека и гражданина полностью соответствуют системе прав и свобод, определенных Всеобщей декларацией прав человека, выдвинувшей еще в 1948 г. перед всеми странами мира задачу создания справедливого, ненасильственного, гуманного общества. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека в Конституции РФ впервые в российской истории провозглашено право каждого человека на жизнь (ст. 20), на свободу и личное достоинство (ст. 21, 22), на свободу мысли, получение и распространение информации, (ст. 29), право свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в нее (ст. 27).

Государство лишено права запретить гражданину выезд из страны и возвращение в нее (ст. 27).

Важной чертой Конституции РФ является ее прямое действие (ст. 15), что означает вступление в силу сразу с принятием Конституции РФ всех ее принципов и норм, вне зависимости от принятия других законодательных актов.

Учащиеся после минутного обдумывания оценивают урок-семинар и фиксируют это на листе (рисуется смайлик соответствующего цвета, что соответствует оценке: красный – 3; желтый – 4; зеленый – 5).

Домашнее задание : Написать эссе на тему «Если ты не пойдешь на выборы, за тебя сделают выбор другие». (Э. Севрус).

Учащиеся заполняют лист с вопросом (индивидуально):

Урок «Конституция РФ. Основы конституционного строя»

Тема урока: Конституция РФ. Основы конституционного строя.

Цели урока: сформировать представление о Конституции РФ, как о документе высшей юридической силы, определяющим принципы устройства государства и общества.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: с элементами проблемного изложения.

— сформировать у обучающихся представления о сущности терминов «Конституция», «конституционный строй»;

— обозначить для обучающихся отличительные черты Конституции от остальных законов Российской Федерации.

— способствовать формированию навыка работы с документами;

— продолжать формировать навыки грамотной устной речи, через демонстрацию результатов работы группы.

— воспитывать уважительное отношение к Конституции РФ, как к основному закону государства.

Методы и формы обучения:

1.​ Методы: частично поисковый.

2.​ Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы: сборники Конституции РФ, экран, компьютер, проектор, презентация, карточки, схема, презентация, раздаточный материал.

Понятийный аппарат: Конституция, референдум, конституционное право, конституционный строй, преамбула. Референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования.

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, как всегда, он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок.

2.1. Повторение урока:

На доске кластер: Правоохранительные органы и их структура.

1.Какие органы называются правоохранительными?

2.Чем занимаются правоохранительные органы? (рассматриваются некоторые правоохранительные органы)

3.Как вы думаете, почему я их разделила на две группы?

4.Таким образом, в чем состоят функции правоохранительных органов?

2.1.Работа над темой урока.

Учитель: Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Что же такое закон? –

Закон – нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Какие бывают законы? ( основной и обыкновенные). Конституцию РФ вы к какому закону отнесете? Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь: «Конституция РФ – основной закон страны».

2.2. Формулировка целей и задач урока.

1. Урок начинается с вопроса педагога: «Что вы знаете о конституции?» (диалог учителя по высказываниям учеников)

2. А что бы вы хотели узнать про конституцию?

План урока выводится на слайде .

1. Что такое Конституция?

2.Этапы развития конституции.

3.Особенности Конституции РФ.

5.Основы конституционного строя России.

2.3. Основная часть урока.

Учитель: В юридической науке и практике Конституции уделяется очень большое внимание. Ею занимается целая отрасль права – конституционное (государственное) право. Конституционное право – это отрасль права, рассматривающая отношения, регулируемые конституцией, и положения самой конституции, конституционных законов.

1. КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Конституция – это основной закон страны, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Учитель: Продолжаем наше знакомство с Конституцией РФ.

Далее я предлагаю вам поработать группами, каждая группа получает задания.

2.Группа №1. Проработать материал по истории развития конституции. Назвать даты принятия первых конституций в мире, конституций нашей страны.

Историческая справка «Из истории Конституций».

В США конституция появилась в 1787 году, а в 1789 году в нее были внесены первые 10 поправок, вступившие в силу в 1791 году.

Во Франции конституцией стала «Декларация прав человека и гражданина» 1789 год – политический манифест Великой французской революции.

1.Конституция РСФСР принята в 1918 году. Установила диктатуру пролетариата.

2 Конституция СССР принята в 1924 году. Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством.

3.Конституция СССР принята в 1936 году. Закрепила победу социализма в стране.

4.Конституция СССР принята в 1977 году. Констатировала построение «развитого социализма».

5.Конституция Российской Федерации принята в 1993 году. Закрепила демократические основы государственного устройства.

Группа №2. Какие бывают конституции? – (конституции «первого поколения», конституции «второго поколения»; кодифицированные и некодифицированные)

3.Группа №3. В чем особенности конституции? – 1.она обладает высшей юридической силой. 2.все статьи конституции имеют прямое действие.

Ребята, но чем же Конституция отличается от других вам известных законов?

Отличие Конституции от других законодательных актов :

1.Закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;

2.Является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;

3.Обладает высшей юридической силой;

5.Характеризуется особым порядком принятия и изменения.

— пересадка учащихся в группы – своеобразная физкультминутка.

4. (путешествие по разделам Конституции). Работа с материалами Конституции. Откройте Конституцию РФ и посмотрите, из каких частей она состоит? (на слайде структура Конституции).

Каким разделом открывается Конституция? (Преамбулой). Прочитайте и скажите, какие общечеловеческие ценности провозглашает наша Конституция? Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

Общечеловеческие ценности и цели, провозглашённые в преамбуле Конституции РФ:

1.демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России;

2.нравственные: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков;

российской государственности: сохранение исторически сложившегося 3.государственного единства: возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости;

4.патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.

Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

Глава 1. «Основы Конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России).

Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет ее основные права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод).

Глава 3. «Федеративное устройство» (определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).

Глава 4. «Президент РФ» (определяет полномочия президента как главы российского государства).

Глава 5. «Федеральное собрание» (высший представительный и законодательный орган в стране).

Глава 6. «Правительство» (высший исполнительный орган).

Глава 7. «Судебная власть» (устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры).

Глава 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления).

Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (определяет порядок изменения Конституции, внесение в нее поправок или коренной ее пересмотр).

Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращения действия прежних.

5. Основы конституционного строя России.

Конституционный строй России – это общественный строй и устройство государства, закрепленные в конституции. Запишите (ученики переписывают со слайда).

Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию:

• человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает

государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и

• суверенитет её многонационального народа (ст.3), что означает – верховенство

народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным

источником власти в РФ;

• государственный суверенитет РФ (ст.4), означающий, что государственная

власть в РФ едина, верховна и независима;

• федерализм (ст.5), обеспечивающий государственную целостность России и

разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

• разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10),

означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти

“сдерживают” друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного

• Россия – социальное государство (ст.7). Этот принцип закрепляет социальную

ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие

• установление рыночной экономики. Это проявляется в признании и защите

различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных

• идеологическое и политическое многообразие (ст.13). Их суть состоит в том, что

никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве

государственной или обязательной и признании многопартийности;

• Россия – советское государство. Это означает, что в России не допускается

установление никакой религии в качестве государственной или обязательной,

религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).

2.6. Закрепление материала

Учитель: Итак, подведем итоги урока.

1. Продолжите фразу: Я узнал, что….

1. Когда в нашей стране впервые был принят документ, имевший в названии слово «конституция»?

2. Когда была принята последняя Конституция СССР?

3. Конституция – это:

а) юридический акт, содержащий все законы страны;

б) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека.

в) текст законов.

4. «Конституция» в переводе с латинского означает:

5. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?

а) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны.

б) Все законы страны ориентируются на содержание Конституции.

в) Между нормами Конституции и остальных законов существует равенство.

6. Как характеризуется российское государство в статье 1 Конституции РФ? (Ответов может быть несколько.)

ж) с республиканской формой правления;

з) с конституционно-монархической формой правления.

7. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является:

а) экономическая сфера;

в) человек, его права и свободы.

8. Государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей на:

А) правительственную, исполнительную и судебную;

б) законодательную, исполнительную, судебную;

в) президентскую, законодательную, судебную;

г) законодательную, парламентскую, средств массовой информации.

3.Перед вами текст с пропущенными словами. Вспомните, о чем мы говорили на уроке и вставьте пропуски. (чтобы не терять время — сразу проверяем, 1 ученик – 1 предложение).

Заполните пропуски в тексте, если трудно, еще раз просмотрите ст. 1,2,5,6 КРФ.

Российская Федерация – Россия – есть демократическое, __________, правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита ____________________ — обязанность государства. Российская федерация состоит из республик, краев, городов федерального значения ___________, __________ — равноправных субъектов федерации. В РФ охраняются труд и ___________ людей, гарантируется минимальный размер ______________.

Домашнее задание: написать небольшое сочинение «Конституцию страны должен знать каждый гражданин. Согласны ли вы с этим?»

Еще по теме:

  • Ст 293 ук рф субъекты Халатность Халатность (ст. 293 УК) понимается в уголовном законодательстве как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это […]
  • Гаражные кооперативы старый оскол на карте Гаражные кооперативы (Индустриальный) Гаражные кооперативы Ищете гаражные кооперативы (Индустриальный)? BSpravka - это: гаражные кооперативы в Индустриальном (Пермь) в количестве 2 компаний; часы работы; адреса; посетители, […]
  • Трудовой кодекс рк 2001 О проекте Закона Республики Казахстан "О введении в действие Трудового кодекса Республики Казахстан" Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2004 года N 1436 Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: внести […]
  • Юрист компании pdf 2018 «Юрист компании №4 апрель 2018» Интересные статьи: Читайте в выпуске: Как дискредитировать доказательства. Верховный суд хочет достичь оптимизации за счет граждан. У банка отозвали лицензию: FAQ для юриста. Журнал Юрист компании №4 […]
  • Жириновский мама русская а папа юрист Владимир Жириновский Владимир Во́льфович Жириновский Владимир Во́льфович Жириновский (при рождении Эйдельштейн [2] [3] ; родился 25 апреля 1946, Алма-Ата, Казахская ССР, СССР) — известный российский политик, пятикратный кандидат […]
  • Алебастрова иа конституционное государственное право зарубежных стран Страшун Б.А. (отв. ред.) Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Том 3 - файл n1.doc ББК 67.8 К 75 Учебник подготовлен кафедрой конституционного (государствен­ного) права зарубежных стран Московской государственной […]