Статья конституции рф 84

Статья 84 Конституции РФ

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Комментарий к Статье 84 Конституции РФ

А. Статья 84 закрепляет ряд основных полномочий Президента в его взаимоотношениях с Федеральным Собранием, прежде всего полномочие назначать выборы Государственной Думы. Оно обусловлено статусом главы государства и необходимостью обеспечивать непрерывность функционирования государственной власти. Выборы депутатов Государственной Думы назначаются указом Президента в соответствии с Конституцией, Законами об основных гарантиях, о выборах депутатов ГД ФС РФ.

Решение о назначении выборов должно быть принято Президентом не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье после дня, когда истекает пятилетний конституционный срок (ч. 1 ст. 96 Конституции), на который была избрана Дума прежнего созыва. Исчисление данного конституционного срока начинается со дня избрания Государственной Думы в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Президент одновременно назначает досрочные выборы депутатов Госдумы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов также подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией и федеральным законодательством, является обязательным. Если Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленные сроки, выборы назначаются ЦИК РФ и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва (ч. 1 и 3 ст. 6 Закона о выборах депутатов ГД ФС РФ).

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после своего избрания. Однако Президент может созвать заседание Думы и ранее этого срока (ч. 2 ст. 99 Конституции).

Б. По буквальному смыслу комментируемого пункта, случаи и порядок роспуска Государственной Думы Президентом устанавливаются самой Конституцией. Данное правомочие Президента конкретизировано в ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции. В силу Конституции никакой другой орган государственной власти не вправе распускать Государственную Думу (см. Постановление КС РФ от 11.11.1999 N 15-П*(972)). Исходя из этого Закон о референдуме запрещает выносить на референдум вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов депутатов Госдумы либо о перенесении сроков проведения таких выборов (п. 2 ч. 5 ст. 6).

Роспуск Государственной Думы как конституционно-правовой способ разрешения возможных конфликтов между Президентом и Государственной Думой при формировании Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции), а также между Государственной Думой и Правительством при выражении ею недоверия Правительству или отказе последнему в доверии (ч. 3 и 4 ст. 117) преследует конституционную цель обеспечить своевременное формирование Правительства или, соответственно, продолжение функционирования Правительства, поддерживаемого Президентом вопреки недоверию, выраженному Правительству Госдумой.

Федеральное Собрание определяется в ч. 1 ст. 99 Конституции как постоянно действующий орган. Чтобы гарантировать этот конституционный статус Федерального Собрания, на Президента возлагается обязанность одновременно с роспуском Государственной Думы (а в случае, предусмотренном ст. 111 Конституции, также одновременно с назначением Председателя Правительства) назначить и дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума, во всяком случае, собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска, как это предусмотрено ч. 2 ст. 109 Конституции. Таким образом, момент роспуска Государственной Думы совпадает с назначением даты новых выборов, а все избирательные действия и созыв вновь избранной Государственной Думы на первое заседание должны быть осуществлены в указанные в данной конституционной норме сроки.

Право Президента распускать Государственную Думу не является абсолютным. Статья 109 Конституции устанавливает случаи, ограничивающие право Президента по роспуску Думы. В частности, Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после ее избрания (ч. 3 ст. 109). Кроме того, Государственная Дума не может быть распущена: с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109); в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента (ч. 5 ст. 109). Конституция не предусматривает также и права Президента распускать Совет Федерации. Таким образом, Совет Федерации, к ведению которого относится решение таких важнейших вопросов, как введение чрезвычайного положения, использование Вооруженных Сил за пределами территории РФ, назначение выборов Президента, назначение на должность судей высших судов РФ и др. (ст. 102 Конституции), работает непрерывно.

Указанные нормы направлены на обеспечение стабильности и эффективности функционирования государственной власти.

В случае роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов, как это предусмотрено п. «б» ст. 84, ч. 1 и 2 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции, конституционные полномочия, принадлежащие Государственной Думе, не могут осуществляться ни Президентом, ни другой палатой Федерального Собрания — Советом Федерации. Превентивное значение конституционно-правовых последствий возможного роспуска Государственной Думы заключается в том, что они призваны удерживать Президента и Государственную Думу от конфликтов, препятствующих согласованному функционированию и взаимодействию органов государственной власти (см. Постановление КС РФ от 11.11.1999 N 15-П).

В. Данный пункт закрепляет право и обязанность Президента назначать референдум РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Референдум РФ — это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Принятый во исполнение указанной нормы Конституции Закон о референдуме подчеркивает, что назначение референдума РФ является прерогативой именно Президента. Другие органы государственной власти не вправе назначать референдум РФ.

Закон о референдуме конкретизирует действия Президента, связанные с назначением референдума. Не позднее чем через 10 дней со дня получения документов, на основании которых согласно законодательству может быть назначен референдум, Президент направляет их в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (вопросам) референдума. Конституционный Суд рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту. Решение Конституционного Суда подлежит незамедлительному опубликованию.

Если Конституционный Суд признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда.

Президент издает указ о назначении референдума. В нем определяется дата проведения референдума. Голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа. Не допускается одновременно с проведением референдума проведение выборов Президента РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Руководствуясь ч. 2 ст. 80 Конституции и в соответствии с Законом об основных гарантиях Президент вправе также своим указом назначить референдум субъекта Федерации или местный референдум в случае, если закон субъекта РФ о референдуме субъекта Федерации, о местном референдуме отсутствует либо положение закона субъекта РФ не может быть применено вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, а имеющаяся правовая база является недостаточной (ч. 5 ст. 11). В частности, указанное полномочие было реализовано Президентом в 2002 г. при проведении референдума Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики и проектам законов Чеченской Республики «О выборах Президента Чеченской Республики» и «О выборах в Парламент Чеченской Республики» *(973).

Г. Президент обладает правом законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную Думу. Глава государства имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции (ст. 134). Законодательная инициатива Президента не ограничивается вопросами его ведения.

Порядок и процедуры взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе установлены соответствующими актами главы государства*(974), а также Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Д. Конституция возлагает на Президента обязанность завершить законодательный процесс путем подписания и обнародования федеральных законов, придав тем самым закону обязательную силу. Сроки подписания и обнародования законов Президентом также установлены Конституцией: принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту (ч. 1 ст. 107), который в течение 14 дней либо подписывает и обнародует этот акт (ч. 2 ст. 107), либо отклоняет его и направляет на повторное рассмотрение (ч. 3 ст. 107).

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию (ч. 3 ст. 107).

Право президентского вето позволяет главе государства воспрепятствовать вступлению в силу федеральных законов, которые, по его мнению, содержат неприемлемые положения. Однако это вето носит не абсолютный, а отлагательный характер. Кроме того, в силу Конституции Президент не имеет права отклонить федеральный конституционный закон, принятый с соблюдением процедур, установленных ч. 2 ст. 108 Конституции. Президент также не вправе отказаться подписать и обнародовать закон РФ о поправке к Конституции, вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов Федерации (см. Постановление КС РФ от 31.10.1995 N 2-П*(975)).

Согласно Федеральному закону от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 22.10.1999) федеральные конституционные законы и федеральные законы в течение семи дней после их подписания Президентом подлежат официальному опубликованию. Им считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Зачастую с актом опубликования связан момент вступления закона в силу. Если в самом законе не сказано иного, то он вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования одновременно на всей территории РФ.

Е. Конституция предусматривает также обращения Президента к Федеральному Собранию в виде ежегодных посланий о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Институт посланий распространен во многих государствах с различной формой правления. По своему программному содержанию послания Президента РФ сходны с посланиями президентов в других президентских республиках (например, США). Раздел 3 ст. II Конституции США закрепляет, что «Президент периодически представляет Конгрессу информацию о состоянии Союза и предлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными»*(976).

Послания Президента РФ — это акты политического характера, содержащие программные принципы развития страны, основных направлений внутренней и внешней политики государства*(977). Значение посланий главы государства Федеральному Собранию обусловлено тем, что Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80). Тексты посланий Президента Федеральному Собранию заслушиваются на совместных заседаниях палат Федерального Собрания (ч. 3 ст. 100 Конституции) и официально публикуются. Обращение Президента с посланиями к Федеральному Собранию не означает обязанности Федерального Собрания соглашаться со всеми идеями, высказанными главой государства в этих обращениях.

В соответствии со ст. 170 БК Президент направляет Федеральному Собранию свое Бюджетное послание. В Бюджетном послании Президента определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период*(978). Бюджетное послание Президента направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Статья конституции рф 84

Глава 4. Президент Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Статья 84 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 84 Конституции РФ гласит:

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Комментарий к Ст. 84 КРФ

а) Выборы депутатов Государственной Думы назначаются указами Президента в соответствии с федеральными законами от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; 2005. N 30. Ст. 3104; 2007. N 1. Ст. 37) и от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919; 2007. N 1. Ч. 1. Ст. 37).

Решение о назначении выборов должно быть принято Президентом не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования; днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Исчисление данного конституционного срока начинается со дня избрания Государственной Думы в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Проведение выборов в Государственную Думу в сроки, установленные Конституцией и федеральными законами, является обязательным. В случае если Президент не назначит выборы в установленный законом срок, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией РФ. Избирательная комиссия в случаях, предусмотренных законом, назначает повторные и дополнительные выборы в Государственную Думу.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после своего избрания. Однако Президент может созвать заседание Думы и ранее этого срока (ч. 2 ст. 99 Конституции).

Президентом также назначаются выборы Государственной Думы в случае ее роспуска.

б) Президент распускает Государственную Думу лишь в случаях и порядке, определенных самой Конституцией. Данное правомочие Президента конкретизировано в ее ст. 109 (ч. 1), 111 (ч. 4) и 117 (ч. 3 и 4). Если Дума трижды отклоняет представленные Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства, Президент назначает главу Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111); если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент обладает правом распустить Думу (ч. 3 ст. 117); Государственная Дума может быть распущена Президентом, если откажет в доверии Правительству, когда вопрос о таком доверии был поставлен перед ней Председателем Правительства (ч. 4 ст. 117). В двух последних случаях альтернативой роспуску Государственной Думы служит решение Президента об отставке Правительства.

Никакой другой орган государственной власти не вправе распускать Государственную Думу. В силу Конституции это прерогатива Президента. Вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Думы, проведении досрочных выборов депутатов запрещается выносить на референдум (ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»//СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710).

Роспуск Государственной Думы как конституционно-правовой способ разрешения возможных конфликтов между Президентом и Думой при формировании Правительства, а также между Думой и Правительством при выражении ею недоверия Правительству или отказе последнему в доверии преследует конституционную цель обеспечить своевременное формирование Правительства или соответственно продолжение функционирования Правительства, поддерживаемого Президентом вопреки недоверию, выраженному Правительству Государственной Думой.

Вопрос о возможности исполнения конституционных полномочий Думой после ее роспуска, вплоть до начала работы Государственной Думы нового созыва, был рассмотрен Конституционным Судом при разрешении им дела по запросу Государственной Думы о толковании положений ст. 84 (п. «б»), 99 (ч. 1, 2 и 4) и 109 (ч. 1) Конституции. В Постановлении от 11 ноября 1999 г. N 15-П Суд констатировал, что из названных статей Конституции во взаимосвязи с другими ее положениями следует, что роспуск Государственной Думы Президентом означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Думой предусмотренных Конституцией полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий. При этом исключается также осуществление указанных полномочий Президентом, Советом Федерации, другими органами государственной власти (СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5787).

Конституцией установлены гарантии, обеспечивающие функционирование Государственной Думы как постоянно действующего органа, самостоятельно осуществляющего государственную власть. В обычных условиях полномочия Думы прежнего созыва прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва (ч. 4 ст. 99 Конституции). Что касается досрочного прекращения полномочий, то Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания по основаниям, указанным в ст. 117 Конституции, т.е. в случае несогласия Президента с выраженным Думой недоверием Правительству и в случае отказа Думы в доверии Правительству. Конституция не допускает также роспуска Государственной Думы с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента (ч. 3-5 ст. 109). Государственная Дума не может быть распущена исполняющим обязанности Президента (ч. 3 ст. 92).

Таким образом, исключительное право Президента распускать Государственную Думу не является абсолютным и ограничено самой Конституцией. При этом Президент может распустить только одну палату Федерального Собрания, поскольку Конституция не предусматривает роспуска Совета Федерации.

В целях обеспечения непрерывности в деятельности парламента Конституция устанавливает, что Президент в случае роспуска им Государственной Думы назначает дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска (ч. 2 ст. 109).

в) Референдумы проводятся на всей территории Российской Федерации, а также в ее субъектах, в городских, сельских поселениях, других муниципальных образованиях. Конституция предполагает, что Президент назначает только референдумы Российской Федерации — всенародное голосование граждан России. Референдумы проходят по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения на основе всеобщего равного, прямого и свободного волеизъявления граждан при тайном голосовании.

Если Конституционное Собрание примет решение о вынесении проекта Конституции на всенародное голосование, референдум Российской Федерации проводится в обязательном порядке (ч. 2 и 3 ст. 135 Конституции).

Общие положения и принципы проведения референдума, вопросы референдума, порядок его назначения, подготовки, процедуры голосования и определения результатов голосования, положения об ответственности за нарушение законодательства о референдуме определяются ФКЗ от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710) и ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; с изм.). Проведение референдумов в случаях, порядке и сроки, которые предусмотрены Конституцией, международными договорами РФ, федеральными законами, является обязательным.

Закон о референдуме устанавливает механизм назначения референдумов Российской Федерации и полномочия Президента в этой процедуре.

До принятия решения о назначении референдума Президент не позднее чем через 10 дней со дня поступления из Центральной избирательной комиссии РФ соответствующих документов направляет их в Конституционный Суд с запросом о конституционности инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (вопросам) референдума.

Если Конституционный Суд признает такую инициативу соответствующей Конституции, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции, процедуры по ее реализации прекращаются. При назначении референдума Президент определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума.

г) Право законодательной инициативы Президента регулируется в п. «г» комментируемой статьи и в ст. 104 Конституции. При этом, в отличие, например, от права законодательной инициативы высших судов РФ (включая Конституционный Суд), право Президента не ограничивается вопросами его ведения. Президент наделен также правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции (ст. 134 Конституции).

При внесении законопроекта в Государственную Думу в соответствии с ее Регламентом представляются: пояснительная записка, содержащая изложение концепции предлагаемого законопроекта; его текст, перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию; в определенных случаях — финансово-экономическое обоснование законопроекта, заключение Правительства в случаях, определенных в ст. 104 (ч. 3) Конституции, и ряд других документов в соответствии со ст. 105 Регламента Государственной Думы (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801).

С целью достижения взаимоприемлемой согласованности в законотворчестве с парламентом России утверждено Положение о порядке взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе; на Управление Президента РФ по внутренней политике возложено обеспечение поддержки законодательных инициатив Президента, участие в подготовке законопроектов, вносимых главой государства в Думу (СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1842; 1997. N 20. Ст. 2238; N 41. Ст. 4680; 1998. N 10. Ст. 1161; 2004. N 26. Ст. 2650).

д) На Президента Конституцией возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы (ст. 107 и 108 Конституции). Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту.

Президент в силу наличия у него конституционных полномочий по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия властей обязан принимать необходимые меры, гарантирующие непрерывность законодательного процесса, в том числе по соблюдению палатами предусмотренного срока направления принятого федерального закона главе государства. Конституция предоставляет Президенту четырнадцать дней для подписания и обнародования закона.

Президент вправе отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение в палатах; если при повторном рассмотрении закон будет одобрен палатами в ранее принятой редакции квалифицированным большинством голосов, он подлежит подписанию Президентом и обнародованию в течение семи дней (ч. 3 ст. 107 Конституции).

В том случае, если вето Президента не будет преодолено, сформулированные Президентом замечания к закону могут быть рассмотрены палатами в порядке, предусмотренном статьей 105 Конституции.

Не имеет значения вето, заявленное по истечении установленного 14-дневного конституционного срока; оно не порождает установленных Конституцией юридических последствий. Президент также вправе вернуть закон в палату в случае нарушения конституционного порядка принятия федерального закона; однако это не является отклонением закона в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции.

Конституционные полномочия Президента, палат Федерального Собрания в рассматриваемой сфере были подтверждены Конституционным Судом в его постановлениях от 22 апреля 1996 г. N 10-П и от 6 апреля 1998 г. N 11-П (СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2253; 1998. N 16. Ст. 1879). В Постановлении от 23 марта 1995 г. N 1-П (СЗ РФ. 1995. N 13. Ст. 1207) Конституционный Суд указал, что если Совет Федерации не завершил рассмотрение закона, подлежащего обязательному рассмотрению в этой палате, по любому из вопросов, перечисленных в ст. 106 Конституции, такой закон не подлежит подписанию главой государства.

В силу Конституции Президент не вправе отказаться подписать и обнародовать федеральный конституционный закон (ч. 2 ст. 108).

В соответствии с ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» названные законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801; 1999. N 43. Ст. 5124).

В случае, если не соблюден предусмотренный Конституцией порядок подписания и обнародования закона, данный закон не имеет юридической силы. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования федеральных законов возложен Указом Президента от 28 мая 2004 г. N 699 на Государственно-правовое управление Президента (СЗ РФ. 2004. N 22. Ст. 2147; с изм.).

Из конституционного статуса Президента как главы государства и гаранта Конституции вытекает его обязанность включать в конституционный текст содержание поправок и изменений посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст. 136 и 137 Конституции.

Президент не обладает правом отклонения принятых поправок и изменений Конституции — он обязан обнародовать (промульгировать) их, как и в случаях, предусмотренных статьями 107 (ч. 3) и 108 (ч. 2) Конституции, возлагающих на Президента полномочие совершать определенные действия по подготовке принятых актов к опубликованию (Постановление Конституционного Суда от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции//СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4868).

Указами Президента в ст. 65 Конституции включаются новые наименования субъектов Федерации (см. указы от 9 января 1996 г. N 20, от 10 февраля 1996 г. N 173, от 9 июня 2001 г. N 679, от 25 июля 2003 г. N 841//СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 152; N 7. Ст. 676; 2001. N 24. Ст. 2421; 2003. N 30. Ст. 3051).

е) Конституция предусматривает полномочие Президента по обращению с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Для заслушивания посланий палаты могут собираться совместно, хотя, как правило, они заседают раздельно (ч. 1 и 3 ст. 100 Конституции). По вопросам созыва совместного заседания палат издается распоряжение Президента (например, Распоряжение от 30 апреля 2006 г. N 195-рп.//СЗ РФ. 2006. N 18. Ст. 1996).

На заслушивание послания, которое проводится в Мраморном зале Московского Кремля, приглашаются, как правило, члены Правительства, председатели высших судов, Генеральный прокурор, Председатель ЦИК, Председатель Счетной палаты, члены Государственного совета и главы основных конфессий.

Послания Президента имеют весомое значение во внутренней и внешней политике, приобретая на практике характер установочных документов. Как отмечено в Послании от 26 апреля 2007 г. (РГ. 2007. 27 апреля), фактически в каждом из восьми (с 2000 г.) Посланий Федеральному Собранию давалась не только оценка ситуации в стране и ее положения в мире, но и определялись приоритеты, в том числе и долгосрочные, в социальной сфере, в экономике, во внешней и внутренней политике, в области безопасности и обороны; по сути это и есть, может быть, не полный, но достаточно конкретный и основательный, концептуальный план развития России; его выполнение потребует созидательной работы всего общества, огромных усилий и огромных финансовых ресурсов (тексты Посланий в «РГ» от 11 июля 2000 г. N 133; от 4 апреля 2001 г. N 66; от 19 апреля 2002 г. N 71; от 17 мая 2003 г. N 93; от 27 мая 2004 г. N 109; от 26 апреля 2005 г. N 86; от 11 мая 2006 г. N 97; от 27 апреля 2007 г. N 90).

Президент также обращается к Федеральному Собранию с бюджетными посланиями на основе ст. 170 Бюджетного кодекса РФ (например, Бюджетное послание от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008-2010 годах»//Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2007. N 7).

ЖДУЩИМ РЕФЕРЕНДУМ ДАВАЙТЕ ПРОЯСНИМ. Конституция РФ статья 84 п. в. назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

Конституция РФ статья 84 п. в. назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

Мы видим, что установлен некий не видимый нам в этой статье, установленный ПОРЯДОК . Чтоб понять этот порядок, давайте обратимся к пояснению Конституции, Верховным судом РФ, так как опираясь на его пояснения, работает вся наша система.

«В. Данный пункт закрепляет право и обязанность Президента назначать референдум РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Референдум РФ — это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Принятый во исполнение указанной нормы Конституции Закон о референдуме подчеркивает, что назначение референдума РФ является прерогативой именно Президента. Другие органы государственной власти не вправе назначать референдум РФ.

Закон о референдуме конкретизирует действия Президента, связанные с назначением референдума.

Не позднее чем через 10 дней со дня получения документов, на ОСНОВАНИИ которых согласно законодательству может быть назначен референдум, Президент направляет их в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (вопросам) референдума.

Конституционный Суд рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту. Решение Конституционного Суда подлежит незамедлительному опубликованию.»

«со дня получения документов, на ОСНОВАНИИ которых согласно законодательству может быть назначен референдум, Президент направляет их в Конституционный Суд» То есть, Путин получает какие то документы, являющиеся ОСНОВАНИЕМ.

Что такое ОСНОВАНИЕ?

Основанием служит народное волеизъявление выражаемое открыто, в рамках закона. «Поскольку учредительная власть, т.е. власть, учреждающая Конституцию, остается за ее субъектом — многонациональным народом Российской Федерации, конституировавшим себя в качестве единой государственной гражданской нации», пишет нам Верховный Суд в пояснении ст 135 п 3 Конституции РФ.

Люди подготовились, самоорганизовались, назначили день (28 февраля) и мирно, заявлено по закону вышли по всему Крыму под единой резолюцией, с законным, согласно ст 2 п 2 Конституции Крыма требованием- «ТРЕБУЕМ РЕФЕРЕНДУМ». Результат все мы видели и знаем. КРЫМ НАШ!

Статья 3 конституции РФ, копия статьи 2 Конституции Крыма.

КОНСТИТУЦИЯ РФ Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются РЕФЕРЕНДУМ и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. (Уголовным кодексом (гл. 29) предусмотрена ответственность ЗА ПРИСВОЕНИЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ НАРОДА.)

1. Источником власти в Республике Крым является ее народ, являющийся частью многонационального народа Российской Федерации.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются РЕФЕРЕНДУМ и свободные выборы.

4. Присвоение властных полномочий или захват власти недопустимы. Ответственность за присвоение властных полномочий или захват власти устанавливается федеральным законом.

РАССМОТРИМ ПОДРОБНЕЕ СТАТЬЮ 3 П 3 КОНСТИТУЦИИ РФ

(Пояснение Верховного Суда РФ) «Высшим непосредственным выражением власти народа, — указывается в Конституции, — являются референдум и свободные выборы». Согласно Закону о референдуме референдум — это всенародное голосование граждан России по вопросам государственного значения. Референдум проводится НА ОСНОВЕ (основание) всеобщего равного прямого и свободного ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ граждан РФ при тайном голосовании.

Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или к неучастию в референдуме, В ВЫДВИЖЕНИИ ИНИЦИАТИВЫ (основание) проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно. Участие гражданина РФ в референдуме является свободным и добровольным.

ДЕЛО ЗА НАРОДОМ! ПУТИН ЖДЁТ НАШЕГО ОТКРЫТОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ.

Еще по теме:

  • Ст тк рф оплата ночных Оплата ночных часов Актуально на: 14 октября 2016 г. В силу ряда причин работа может вестись не только в дневное, но и в ночное время. А как в таком случае оплачивается труд работника? Расскажем об этом в нашей консультации. Что такое […]
  • Расходы на свидетелей на суд Расходы на свидетелей на суд ГПК РФ Статья 95. Денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам 1. Свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд […]
  • Ст 162 ч 2 ук рф амнистия Статья 162 УК РФ часть 2 попадает ли под амнистию Попадает ли статья 161 ук рф часть 2 под амнистию Вопрос относится к городу Протвино Московская область Здравствуйте!Амнистия — мера, применяемая по решению органа государственной власти […]
  • Ст 84 коап липецкой области Статья 8.4 КоАП Липецкой области. Нарушение тишины и покоя граждан. Статья 8.4 КоАП Липецкой области. Нарушение тишины и покоя граждан. (26.04.2017) Статья 8.4 КоАП Липецкой области. Нарушение тишины и покоя граждан. 1. Нарушение […]
  • Ст 84 ч 1 ук рф Уголовный кодекс РФ c комментариями Комментарий к статье 84 1. В соответствии со ст. 103 Конституции Российской Федерации право объявления амнистии принадлежит Государственной Думе Федерального Собрания РФ. По общему правилу, […]
  • Ваш адвокат статус Приостановившие статус адвокаты освобождаются от уплаты страховых взносов Налоговики разъяснили, что адвокаты, приостановившие статус адвоката, являются плательщиками страховых взносов, но освобождаются от их уплаты за период […]