Статья 18 закона о регистрации

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2015 г., 26 апреля, 1 мая, 2, 23 июня, 3 июля 2016 г., 1, 29 июля, 25 ноября, 31 декабря 2017 г., 28 февраля, 3 апреля, 29 июня, 1 июля, 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 3 июля 2015 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года

См. Сравнительный анализ законов об оформлении недвижимости: от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ и от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
13 июля 2015 г.

Данный закон приходит на смену Закону о госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В отдельных случаях решено регистрировать ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в т. ч. сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем.

Предусмотрена единая учетно-регистрационная процедура. Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Последний ведется исключительно в электронной форме. В него войдут кадастр недвижимости, реестр прав на нее, реестр границ, реестровые дела, кадастровые карты, книги учета документов.

Будут регистрировать права, возникающие в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя. Процедура совершается на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от органов и нотариусов.

Уточнены пределы правовой экспертизы при госрегистрации прав.

Сокращены сроки кадастрового учета и регистрации прав. Им посвящена отдельная статья. Например, 5 рабочих дней — с даты приема органом регистрации заявления на кадастровый учет и прилагаемых к нему документов. 7 рабочих дней — с даты приема заявления на регистрацию прав.

Распределена ответственность за действия (бездействие) органов и лиц, участвующих в правоотношениях.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 января 2017 г., за исключением части 4 статьи 66 и статьи 68, вступающих в силу 1 января 2020 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2015 г., в «Российской газете» от 17 июля 2015 г. N 156, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 29 (часть I) ст. 4344

История рассмотрения и принятия Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 338-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2018 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 28 февраля 2018 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 507-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 486-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г., за исключением изменений, внесенных пунктом 2, подпунктом «б» пункта 3 статьи 5 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 247-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 351-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 18. Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав

Это старая редакция документа

1. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

2. Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц — без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

3. Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

4. Абзац утратил силу.

Форма представляемой в соответствии со статьей 25.2 настоящего Федерального закона выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок устанавливается федеральным органом в области государственной регистрации.

Абзац утратил силу.

Форма представляемой в соответствии со статьей 25.3 настоящего Федерального закона декларации об объекте недвижимого имущества устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. В декларацию об объекте недвижимого имущества включаются сведения о его адресе (местоположении), виде (названии), назначении, площади, количестве этажей (этажности), в том числе подземных этажей, годе его создания, о материалах наружных стен такого объекта недвижимого имущества, его подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект недвижимого имущества расположен.

Абзац утратил силу.

Абзац утратил силу.

Абзац утратил силу.

5. Необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй — помещается в дело правоустанавливающих документов.

На государственную регистрацию прав, возникших до введения в действие настоящего Федерального закона на основании договоров и других сделок, представляются не менее чем два экземпляра документов в форме документов на бумажном носителе, выражающих содержание сделок, один из которых — подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Заявление о государственной регистрации права представляется на государственную регистрацию прав в единственном экземпляре-подлиннике и после государственной регистрации права помещается в дело правоустанавливающих документов.

Иные необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых — подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Свидетельство о государственной регистрации прав, выдаваемое или направляемое правообладателю только в форме документа на бумажном носителе, закладная и иные документы выдаются правообладателю — физическому лицу или представителю правообладателя при наличии у последнего нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей его полномочия на получение таких документов, если иное не установлено федеральным законом.

В случае, если правообладателем является юридическое лицо, свидетельство о государственной регистрации прав, закладная и иные документы выдаются лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени юридического лица, либо работнику или иному представителю указанного юридического лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей его полномочия на получение таких документов, если иное не установлено федеральным законом.

Представителю органа государственной власти или органа местного самоуправления свидетельство о государственной регистрации прав, закладная и иные документы выдаются при наличии доверенности, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. При этом нотариальное удостоверение такой доверенности не требуется.

В случае если заявителем является нотариус, свидетельство о государственной регистрации прав и (или) иные документы выдаются данному нотариусу или работнику нотариуса.

В случае, если государственная регистрация прав осуществляется по требованию судебного пристава-исполнителя, свидетельство о государственной регистрации прав и (или) иные документы могут выдаваться судебному приставу-исполнителю.

Свидетельство о государственной регистрации прав и (или) иные подлежащие выдаче документы направляются заявителю или иному указанному в настоящем пункте лицу посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (при наличии соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя).

При наличии в заявлении о государственной регистрации прав указания о выдаче документов после проведения государственной регистрации прав через многофункциональный центр орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан передать соответствующие документы в многофункциональный центр для выдачи заявителю (его представителю). Порядок и сроки передачи органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, таких документов в многофункциональный центр определяются заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. При этом сроки передачи органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, документов в многофункциональный центр не должны превышать два рабочих дня.

Порядок и способы направления выписки из Единого государственного реестра прав в форме электронного документа, удостоверяющей проведение государственной регистрации возникновения и (или) перехода прав на недвижимое имущество, и (или) иных подлежащих выдаче документов в форме электронных документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Единый закон (218-ФЗ)

С 1 января 2017 года вступают в силу основные положения закона, который предусматривает создание Единого реестра недвижимости и единой учетно-регистрационной системы. В состав Единого реестра недвижимости войдут сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и реестре прав.

Создание Единого реестра недвижимости позволит обеспечить одновременную подачу заявлений на кадастровый учет и регистрацию прав, что сэкономит время граждан и сделает операции с недвижимостью более удобными.

УДОБСТВО . Документы на регистрацию прав и кадастровый учет объектов недвижимости можно будет сдавать в любом офисе приема-выдачи документов, и неважно, где ваш объект расположен. Для этого можно будет обратиться в любой удобный офис Росреестра, кадастровой палаты или в офис МФЦ. Услугу также можно получить, как и раньше, в электронном виде, то есть не выходя из дома.

Если у вас нет времени забрать документы после проведения регистрации права собственности, вам могут их доставить. Для этого необходимо при подаче заявления указать способ получения «курьерская доставка» (услуга платная).

СРОКИ . В регистрирующий орган нужно будет обратиться один раз, и одновременно будут выполнены и кадастровый учет, и регистрация прав, а сроки подготовки документов сократятся до 10 дней. Если заявитель захочет получить одну из услуг Росреестра, то на регистрацию прав уйдет не более 7 дней, а на постановку на кадастровый учет – не более 5 дней. Если документы подаются через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

Сведения из Единого реестра недвижимости также будут предоставляться быстрее. Выписку об объекте недвижимости можно получить в течение трех дней вместо пяти, как было раньше.

БЕЗОПАСНОСТЬ . Все записи Единого реестра недвижимости будут храниться в надежной электронной базе данных, многократное резервное копирование которой и высокая степень безопасности повысят защиту сведений. Таким образом Росреестр укрепит гарантии зарегистрированных прав, минимизирует угрозу мошенничества и снизит для граждан и предпринимателей риски операций на рынке недвижимости.

ТОЧНОСТЬ . Специалисты Росреестра и Федеральной кадастровой палаты сопоставляли и дополняли сведения кадастра недвижимости и реестра прав, устраняли выявляемые ошибки и противоречия. В настоящее время сведения об объектах недвижимости стали более точными и полными.

Статья 18 закона о регистрации

Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав

Комментарий к статье 18

1. К принципам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует отнести и принцип достоверности содержащихся в государственном реестре сведений. Комментируемая статья способствует реализации данного принципа, устанавливая требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав.

В обобщенном виде такие требования сформулированы в п.1 ст.18 Закона: документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.

При этом сведения, которые необходимо внести в ЕГРП об объекте недвижимости (в зависимости от вида объекта недвижимого имущества), о виде права, о правообладателе (стороне сделки, лице, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права или чьи права ограничиваются (обременяются), указаны в п.6 ст.12 Закона.

2. В соответствии с п.2 ст.18 Закона фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их места жительства должны быть написаны полностью, наименования юридических лиц — без сокращения, с указанием их места нахождения.

3. Приписки, подчистки, зачеркнутые слова и иные исправления в документах должны быть оговорены (п.3 ст.18 Закона), в том числе подтверждены подписью лиц (лица), например участников сделки, подписавших документ.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, документы, составленные на нескольких листах, должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью. Если такое требование к конкретным документам, составленным на нескольких листах, в законодательстве Российской Федерации отсутствует, заявителям тем не менее целесообразно их прошить, пронумеровать и скрепить печатью и (или) подписью с указанием количества листов в документе. Однако, если последнее заявителем не соблюдено, такое обстоятельство не может являться основанием для отказа в приеме документов, приостановления государственной регистрации, отказа в государственной регистрации (ст.ст.18 — 20 Закона).

4. В случае если на государственную регистрацию был представлен документ (документы), имеющий подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в нем исправления, документ, исполненный карандашом, а также документ с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать его содержание, он согласно п.3 ст.18 Закона не подлежит приему на государственную регистрацию.

Поскольку в Законе, в том числе в его ст.18, не указан порядок отказа в приеме таких документов, а в соответствии со ст.2 Закона уклонение от государственной регистрации может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, вправе, проинформировав об этом заявителя в ходе приема документов, незамедлительно приостанавливать государственную регистрацию (п.п.1 и 2 ст.19 Закона).

5. План земельного участка должен быть удостоверен органом, ответственным за проведение кадастровых работ, а планы другого недвижимого имущества — соответствующей организацией (органом), осуществляющей учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества.

При наличии спора между органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, и правообладателем уточненные данные о границах и площади земельного участка могут вноситься в ЕГРП на основании вступившего в законную силу судебного акта. Последнее полностью корреспондирует с законодательно установленным запретом на отказ в государственной регистрации прав на земельный участок при наличии судебного спора о его границах (см. ст.20 Закона и комментарий к ней).

6. Правоустанавливающие и иные необходимые для государственной регистрации документы представляются в подлинниках (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления) с приложением копий. После проведения государственной регистрации подлинные экземпляры документов возвращаются правообладателю.

Верность копий документов может быть удостоверена нотариусом или организацией, выдавшей документ. Если на государственную регистрацию представлены незаверенные копии указанных документов (например, договора), работник органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, принимающий документы, должен сделать на них надпись об их соответствии подлинникам с указанием даты, фамилии, инициалов лица, сделавшего надпись (а также заявителя), которая заверяется подписями названного работника органа, осуществляющего государственную регистрацию прав (территориального агентства), и заявителя.

Вместо копий документов на государственную регистрацию могут быть представлены дополнительные (вторые) подлинные их экземпляры, предназначенные для хранения в делах правоустанавливающих документов.

Копии актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также копии судебных актов и актов, вынесенных органами, наложившими арест, должны быть заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Разъяснения в связи с вступлением в силу Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости»

C 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), направленный на упрощение и ускорение процесса регистрации недвижимости, а также создание Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной системы. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, теперь осуществляются исключительно Росреестром и его территориальными органами.

В Законе № 218-ФЗ уточнен перечень объектов, сведения о которых вносятся в ЕГРН. Так, если ранее это были земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей таким образом, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы, то теперь из этого списка исключаются участки недр и добавляются машино-места как самостоятельный объект недвижимости.

Основания регистрации прав и кадастрового учета перечислены в ст. 14 Закона № 218-ФЗ. При этом они поделены на следующие группы:

— основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

– основания для осуществления одновременного кадастрового учета и гос. регистрации прав;

– основания для гос. регистрации без одновременного кадастрового учета;

– основания для кадастрового учета без одновременной регистрации прав.

Заметим, что в перечне оснований «новинкой» является наступление обстоятельств, которые указаны в Федеральном законе (п. 9 части 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ). Здесь речь идет о правах на объекты недвижимости, возникающих в силу Закона, а именно вследствие обстоятельств, указанных в Законе, не со дня государственной регистрации прав. Причем такие права признаются юридически действительными даже при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт их возникновения, кроме случаев, установленных федеральными законами (часть 2 ст. 69 Закона № 218-ФЗ).

Обратите внимание! Если право или обременение объекта недвижимости возникает на основании акта органа государственной власти, местного самоуправления или на основании сделки с госорганом или органом местного самоуправления, то порядок регистрации упростился по сравнению с ранее действовавшим. Теперь направлять документы на гос. регистрацию должны именно госорганы или органы местного самоуправления, а не лица, в отношении которых были приняты акты. При этом сделать это необходимо в течение пяти рабочих дней с даты, когда принят акт, по которому возникает право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, либо пяти рабочих дней с даты, когда совершена сделка в отношении недвижимости.

Что касается состава лиц, наделенных правом обращаться с заявлением о регистрации недвижимости, то принципиальных отличий в Законе № 218-ФЗ по сравнению с ранее действовавшим Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ нет. Однако если прежде лица, по заявлению которых Росреестр проводит регистрацию, были перечислены в разных статьях, то теперь эти сведения собраны в одной статье 15.

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов).

Так, согласно статье 32 Закона орган местного самоуправления обязан направлять в орган государственной регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу в случае принятия ими решений (актов):

— об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

— об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка;

— об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента;

— об утверждении документации по планировке территории или о внесении изменений в такую документацию, если в случаях, предусмотренных законом, разрешенное использование земельных участков определяется на основании документации по планировке территории;

— о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке);

— об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

— об утверждении проекта межевания территории;

— документы для постановки здания, сооружения, помещения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

Кроме того, орган местного самоуправления обязан направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в течение шести месяцев с даты принятия ими решений (актов):

— об установлении или изменении границ населенного пункта;

— об установлении, изменении границ территориальной зоны, а также об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с Законом, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532.

Пунктом 21 ст. 32 Закона установлено, что за непредставление указанных в ст. 32 Закона документов (содержащихся в них сведений) орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также иные лица, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статьей 19 Закона установлена обязанность органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Предусмотрено, что если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа местного самоуправления либо сделки с органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном ст. 18 Закона.

П. 4 ст. 19 Закона установлено, что за непредставление указанных документов орган местного самоуправления и иные уполномоченные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

МЕСТО РЕГИСТРАЦИИ И СПОСОБЫ ПОДАЧИ ДОКУМЕНТОВ

Заявление о кадастровом учете или гос. регистрации и необходимые документы, как и ранее, можно представить:

– в бумажном виде – лично (в Росреестр, при выездном приеме или в МФЦ) или по почте (в Росреестр);

– в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, – через единый портал государственных и муниципальных услуг или официальный сайт Росреестра.

Важно! Кадастровая палата по субъекту РФ не будет осуществлять прием документов, учет и гос. регистрацию прав на недвижимость.

В отношении места регистрации в части 2 ст. 18 Закона № 218-ФЗ закреплено важное новшество: при личном обращении место подачи заявления и документов не зависит от места нахождения объекта недвижимости. То есть обратиться можно в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

Стоит отметить, что де-юре и в действовавшей до 1 января 2017 года редакции Закона № 122-ФЗ не было требования о подаче документов исключительно по месту нахождения недвижимости. Однако де-факто документы о кадастровом учете принимались по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о гос. регистрации прав – по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа.

Документы, прилагаемые к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) регистрации прав. Основания возврата заявления с приложенными документами без рассмотрения

Согласно части 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о кадастровом учете или гос. регистрации прилагаются:

1. документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2. документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3. иные документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ и принятые в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Как и ранее, квитанция об уплате госпошлины прикладывается к пакету документов по желанию заявителя.

Что касается изменений, то по сравнению с перечнем необходимых документов по Закону № 122-ФЗ отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица. Теперь Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы организации, обратившейся за учетом объекта и гос. регистрацией прав на него.

Юрлицо вправе подать такие документы по собственной инициативе (часть 9 ст. 18 Закона № 218-ФЗ).

Обратите внимание! Предусмотрено основание для отказа в приеме документов. В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Основания возврата заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документов, прилагаемых к нему, без рассмотрения закреплены в ст. 25 Закона № 218-ФЗ. К ним, в частности, относятся:

– несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

– наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

– отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или гос. регистрации прав.

СРОКИ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И ГОС. РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ

По Закону № 218-ФЗ общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и гос. регистрации прав сокращен.
Так, при подаче документов в Росреестр он составляет:

– 7 рабочих дней – для гос. регистрации прав;

– 5 рабочих дней – для кадастрового учета;

– 10 рабочих дней – в случае одновременного проведения учета и гос.

Если же документы представляются через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и гос. регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня и составляют, соответственно, 9, 7 и 12 рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления.

Что касается регистрации ипотеки жилых помещений, то здесь срок не изменился и составляет 5 рабочих дней. А вот гос. регистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений или машино-мест будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр.

В случае необходимости осуществить гос. регистрацию в более сжатые сроки сделка, на основании которой право возникает, должна быть удостоверена нотариально, так как срок регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки составляет 3 рабочих дня, а если направить заявление и документы в электронной форме – один рабочий день, следующий за днем поступления соответствующих документов.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав. Отказ в гос. регистрации

В ст. 26 Закона № 218-ФЗ содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и гос. регистрация могут быть приостановлены.

Этот перечень включает целых 55 оснований, что существенно больше, чем в ранее действовавшем законе.

В Законе № 122-ФЗ в качестве одной из причин приостановления указывались сомнения гос. регистратора в наличии оснований для проведения гос. регистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений. Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или гос. регистрации прав.

Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) гос. регистрация прав приостановлены быть не могут.

Помимо расширения перечня оснований для приостановления кадастрового учета или гос. регистрации увеличены сроки, на которые допускается такое приостановление. Теперь по решению гос. регистратора приостановить учет или регистрацию объекта можно на три месяца (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления); а по инициативе заявителя – на шесть месяцев. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.
Установление более продолжительных сроков можно расценивать как преимущество, так и как недостаток нового закона. С одной стороны, заявителю предоставляется больше времени для устранения недочетов, а с другой – процедура гос. регистрации может существенно затянуться.

Также и с увеличением количества оснований для приостановления: с одной стороны, это свидетельствует об ужесточении требований, которые законодатель предъявляет к объектам недвижимости и документам, представляемым на регистрацию прав, а с другой – это можно расценить как упрощение процедуры регистрации прав, поскольку теперь невозможно отказать в регистрации без предварительного приостановления. Таким образом, основание для отказа закреплено только одно – неустранение причины приостановления в течение установленного срока (ст. 27 Закона № 218-ФЗ).

В заключение хотелось бы остановиться еще на одном новшестве Закона № 218-ФЗ: с 1 января 2017 года Росреестр обязан уведомлять правообладателя о том, что в отношении его недвижимости поступило заявление о регистрации права. Сделать он это должен в день поступления заявления при условии, что сведения о недвижимости есть в ЕГРН (часть 20 ст. 18 Закона № 218-ФЗ).

Порядок соответствующего уведомления утвержден приказом Минэкономразвития России от 15.03.2016 № 127.

Еще по теме:

  • Закон о пенсии военнослужащих 4468-1 Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и […]
  • Уголовный кодекс 96 года Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., […]
  • Дети оставшиеся без попечения родителей законодательство Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от […]
  • Ст 23 152 фз Закон "О персональных данных" Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ"О персональных данных" С изменениями и дополнениями от: 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г., 4 июня, 25 июля 2011 г., 5 […]
  • Ук рф статьи 285-293 Уголовный кодекс Российской Федерации Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (внесены правки от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, […]
  • Ук рф прочитать Уголовный кодекс Российской Федерации Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (внесены правки от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, […]