Преступления по ст 246 ук рф

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 246 Уголовного Кодекса РФ

1. Предмет преступления — окружающая среда как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

2. Объективная сторона выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Указанные правила содержатся в законах и специальных нормативных правовых актах.

Существенное изменение радиоактивного фона означает его ухудшение по сравнению с естественной дозой излучения, создаваемой космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека. Изменение радиоактивного фона будет признаваться существенным, если оно в соответствии с современными нормативными требованиями оценивается как причиняющее вред здоровью человека или создающее реальную угрозу такого причинения, привело либо могло привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (в ред. от 6 февраля 2007 г.)).

Массовая гибель животных — одновременная гибель большого числа животных одного или нескольких видов на определенной территории или акватории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три или более раза.

Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и планомерному использованию.

Состав рассматриваемого преступления будет лишь при наличии причинной связи между нарушением указанных в законе правил и наступившими последствиями.

3. Преступление считается оконченным с момента наступления любого из названных в ст. 246 УК последствий.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды.

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 246 УК РФ

1. Основной непосредственный объект преступления — общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения. Дополнительный непосредственный объект — отношения по охране здоровья людей.

Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее природных ресурсов. Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почва, воды, атмосферный воздух, животный и растительный мир, иные организмы, озоновый слой, околоземное космическое пространство. Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный деятельностью человека и (или) созданный им. Антропогенный объект — объект, созданный человеком, не обладающий свойствами природных объектов (технические устройства, дороги всех видов, заводы, здания, сооружения и т.п.).

2. С объективной стороны преступление выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов.

Для установления содержания нарушенных правил необходимо обратиться к законам и иным нормативным правовым актам, в которых сформулированы экологические требования к различным видам и стадиям хозяйственной и иной деятельности: ГрК РФ, ВК, ЗК РФ, ЛК, Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 25.06.2012) и др. Эти требования обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588; 2000. N 33. Ст. 3348; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2009. N 1. Ст. 17, 21; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; СЗ РФ. N 30. Ст. 4002; N 31. Ст. 4195, 4196; 2011. N 29. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. N 49 (ч. 1). Ст. 7015, 7025; 2012. N 26. Ст. 3446.

Обеспечение выполнения требований по охране окружающей среды в процессе размещения предприятий достигается путем обязательного соблюдения определенной действующим законодательством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъектов хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка, проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду. Эти требования в общей форме изложены в ст. ст. 27, 31 — 33 ЗК.

При разработке проектов необходимо использовать природоохранительные стандарты, методики нормирования выбросов производства. Действующие правовые акты предусматривают требование проработки в проектно-сметной документации решений по утилизации отходов и побочных продуктов производства. Наряду с этим в документации следует представить сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве. Заложенные в проект технические решения должны обеспечивать предотвращение загрязнения окружающей среды при производственных процессах, равно как и в случае аварии, а также ликвидацию негативных для окружающей среды последствий.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных указанных выше объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

В процессе эксплуатации таких объектов все предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

Обязательным признаком преступления являются последствия. Они выражаются в существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствиях.

Существенным следует считать изменение радиоактивного фона в величинах, представляющих опасность для здоровья и жизни человека (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Под существенным вредом здоровью человека рекомендуется понимать причинение хотя бы одному лицу тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

О понятии «массовая гибель животных» см. коммент. к ст. ст. 247, 250, 257.

Признание последствий «иными тяжкими» происходит в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. К ним можно отнести причинение по неосторожности смерти хотя бы одному человеку; распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий (см. коммент. к ст. ст. 248 и 249); причинение крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей; значительные затраты на восстановление качества окружающей среды и устранение последствий чрезвычайных ситуаций; гибель лесных насаждений и иной растительности (см. коммент. к ст. 260) на значительных площадях; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Между нарушением правил и последствиями необходимо установить причинную связь.

По конструкции состав преступления является материальным. Преступление считается оконченным, если какое-либо из перечисленных в законе деяний причинило указанный в законе вред окружающей среде или здоровью человека.

3. Субъект преступления — специальный — вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного учреждения, организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой (например, строительной) или иной организации.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно или по неосторожности.

При умышленной форме вины лицо осознает общественную опасность нарушения правил охраны окружающей среды при производстве перечисленных в комментируемой статье работ, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает общую опасность указанных деяний, предвидит возможность наступления последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел).

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было (в силу своей должности, профессии) и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность причинения вреда в результате нарушения правил охраны окружающей среды, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие). Например, рассчитывает, что выброса, сброса загрязняющих веществ не произойдет либо вред от выброса в атмосферу загрязняющих веществ будет не существенным вследствие их рассеивания ветром.

5. Рассматриваемое преступление следует отличать от административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП, и от конкурирующих с ним преступлений (ст. ст. 250, 251 УК и др.).

Пленум ВС РФ в указанном Постановлении разъяснил, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба (п. 13).

Уголовная ответственность наступает, если нарушение правил охраны окружающей среды повлекло указанные в комментируемой статье последствия.

Решая вопрос о разграничении конкурирующих преступлений и проступка, необходимо выяснить: какая статья УК наиболее полно охватывает содеянное; как она соотносится с другими конкурирующими статьями УК; с какой статьей КоАП конкурирует; какую из статей УК или КоАП надлежит применить.

Статья 246 УК РФ. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Новая редакция Ст. 246 УК РФ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 246 УК РФ

1. Выделение экологических преступлений из числа хозяйственных (УК РФ РСФСР) и расположение их в отдельной главе УК РФ говорит о том, что экологические преступления имеют специфический видовой объект посягательства — экологическую безопасность общества. Наряду с ущербом экономике государства ими причиняется колоссальный вред экологическому равновесию, окружающей человека среде, ставятся под угрозу здоровье и жизнь человека (а иногда и многих людей). Выделение данных преступлений свидетельствует и о том, что законодатель обратил наконец внимание на важность изучения и применения норм, предусматривающих УО за преступные посягательства на общественные отношения в сфере охраны и рационального использования природных ресурсов, что общество (государство) осознало всю серьезность угрозы экологической безопасности.

О серьезности угрозы экологической безопасности говорит и тот факт, что любой профессиональный (хозяйственный) риск не может считаться обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия (см. ч. 3 ст. 41).

2. Экологическая безопасность как звено не только общественной, но и государственной безопасности отражает состояние защищенности природы, ее поддержание включает мероприятия, направленные на охрану жизни (здоровья) живых существ, среды их обитания, гарантирующие сохранение генетического фонда, обеспечивающие рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

3. Рассматриваемое преступное деяние относится к категории преступлений средней тяжести. Его общественная опасность заключается в подрыве экологической безопасности России, существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, наступлении массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

4. Верховный Суд РФ трактует объект экологических правонарушений как триединое благо — стабильность окружающей среды, природно-ресурсный потенциал и право каждого человека на благоприятную окружающую среду (п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

4.1. Основным объектом преступного нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ является экологическая безопасность общества, урегулированная правилами охраны окружающей среды, обеспечивающими рациональное использование, охрану и воспроизводство объектов окружающей природной среды. В качестве факультативных объектов выступают сфера обитания человека, животных, здоровье человека, жизнеспособность животных.

5. Предмет посягательства отражен в собственной биологической структуре объектов природной среды.

5.1. Природная среда — это совокупность природных объектов и условий их существования в месте обитания человека. К объектам природы относятся: земля (почва), ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, другие естественные экосистемы.

6. Объективная сторона состава преступления выражается в форме как действия, так и бездействия, поскольку лицо может нарушить соответствующие правила их невыполнением, несоблюдением и ненадлежащим исполнением. Пассивное преступное поведение характерно для экологических преступлений, совершаемых теми лицами, которые не соблюдают свои служебные обязанности по выполнению правил экологической безопасности либо обеспечению их соблюдения при наличии реальной возможности для этого с учетом индивидуальных волевых и интеллектуальных качеств виновных лиц (например, невыполнение правил экологической безопасности лицом, на которое возложена эта обязанность в силу нормативно-правового предписания, или непринятие мер к ремонту, контролю, обеспечению надлежащей эксплуатации очистных сооружений, установок ответственным за это лицом). Активное преступное поведение возможно со стороны ответственных лиц, проектирующих, размещающих, строящих, вводящих в эксплуатацию и эксплуатирующих соответствующие объекты, в случае, когда виновные ненадлежаще выполняют правила экологической безопасности.

7. Диспозиция статьи является ссылочно-бланкетной, поскольку для определения преступности деяний и надлежащей их квалификации отсылает правоприменителя к иным законам и (или) подзаконным нормативным правовым актам (в том числе указанным в других статьях гл. 26), посредством которых раскрывается суть противоправного поведения субъекта.

7.1. К таким законодательным актам можно отнести: ЛК; ВК; Закон об охране окружающей среды; ФЗ от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» (в ред. от 18.12.2006) (далее — Закон о животном мире); ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 18.12.2006) ; ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 18.12.2006) ; ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 04.12.2006) и т.д.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; 2006. N 1. Ст. 10; РГ. N 290. 2006.

СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009; 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 21; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; РГ. N 290. 2006.

СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556; 1998. N 16. Ст. 1800; 2004. N 35. Ст. 3607, N 52 (ч. 1). Ст. 5276; 2006. N 1. Ст. 10, N 50. Ст. 5279; РГ. N 290. 2006.

СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25, N 19. Ст. 1752; 2006. N 50. Ст. 5279.

7.2. В числе подзаконных нормативно-правовых актов, к которым отсылает диспозиция статьи, можно выделить, в частности, Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 997 ; Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утв. Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372 ; Положение по организации и проведению экспертизы проектных и других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационно опасных объектов (изделий) и производств (технологий) (РД-03-13-94), утв. Приказом Госатомнадзора России от 07.04.1994 N 41 ; Положение о порядке выдачи временных специальных разрешений Госатомнадзора России на проведение экспертизы проектных, других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационно опасных объектов и производств (технологий) (РД-03-12-94), утв. Приказом Госатомнадзора России от 07.04.1994 N 40 ; Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1008 , и т.д.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 37. Ст. 4290.

СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 135.

7.3. Диспозиция статьи отсылает и к специальным нормативам, к числу которых относятся: а) нормы предельно допустимых концентраций вредных веществ, микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы; б) нормы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы; в) нормы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий; г) нормы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения; д) предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве; е) другие предельно допустимые нормы вредного воздействия на природную среду.

8. Нарушение правил охраны окружающей среды может быть выявлено в какой-либо из пяти стадий производства работ: а) при проектировании; б) размещении; в) строительстве; г) вводе в эксплуатацию; д) эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и (или) иных объектов.

8.1. Проектирование объекта — начальная стадия строительства, включающая подготовку технических документов (чертежей, расчетов, макетов), снятие проб на местности, согласование условий строительства с другими ведомствами (их нормативными документами). Проектирование осуществляется на основе решения уполномоченных на это лиц.

8.2. Все проекты (в том числе правовых актов), программы и иная документация строительства, реконструкции, расширения и т.д. должны подвергаться обязательной государственной экологической экспертизе, целью которой является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий намечаемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий использования объекта экологической экспертизы. К объектам экологической экспертизы относятся проекты, технико-экономические обоснования видов хозяйственной деятельности, документация, подлежащая экологической экспертизе, и т.д. Следует иметь в виду, что помимо государственной может проводиться и общественная экологическая экспертиза, которая не является обязательной и заключение которой носит рекомендательный характер.

8.3. Помимо экологической экспертизы в стадии проектирования возможна процедура оценки воздействия на окружающую среду, целью которой является выявление и принятие необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.

Проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность до ее представления на государственную экологическую экспертизу (см. п. 2.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации).

8.4. Проекты строительства и нормы проектирования не могут утверждаться без положительного заключения органов санитарного надзора. В необходимых случаях данные органы в связи с эксплуатацией предприятий производят отбор проб для лабораторных санитарно-гигиенических исследований. При наличии достаточных оснований результаты исследования передаются в правоохранительные органы для возбуждения УД.

8.5. Размещение объекта — это фактическое распределение элементов объекта на местности с учетом ее особенностей и их установка.

8.6. Строительство объекта представляет собой фактическое возведение (преобразование) объекта на местности в условиях ландшафта, проведение к нему необходимых коммуникаций.

8.7. Ввод объекта в эксплуатацию означает принятие объекта в установленном законом порядке его использователем к непосредственному функционированию — целевому использованию.

8.8. При эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов также должны соблюдаться установленные запреты и правила (см., например, Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 997).

9. Обязательным признаком объективной стороны состава преступления является наличие средств совершения преступления, к которым относятся промышленные, сельскохозяйственные, научные и иные объекты.

9.1. Промышленный объект — это инженерное сооружение, установка, комплекс, выполняющие какие-либо производственные функции (завод, фабрика, электростанция, трубопровод и т.д.).

9.2. Сельскохозяйственный объект — сооружение, установка, комплекс, осуществляющие функции материального производства: возделывание сельскохозяйственных культур и разведение сельскохозяйственных животных с целью получения продукции растениеводства и (или) животноводства.

9.3. Научный объект — сооружение, установка, комплекс, осуществляющие экспериментальные, испытательные и другие исследовательские функции.

9.4. Иной объект — прочие передвижные и стационарные устройства, имеющие то или иное хозяйственное значение.

10. По законодательной конструкции состав преступления является материальным. Преступление окончено (составом) в момент наступления хотя бы одного из следующих материальных последствий: а) существенного изменения радиоактивного фона; б) причинения вреда здоровью человека; в) массовой гибели животных; г) иных тяжких последствий.

10.1. Радиоактивный фон — это совокупность естественных излучений, которые приводят к образованию ионов и свободных электронов электрически нейтральных атомов и молекул. Значительным источником радиоактивного фона является космическое излучение. Естественный фон радиоактивного излучения также складывается из излучения в приземной атмосфере, воде, почве, продуктах жизнедеятельности человека и т.д. Увеличение радиоактивного фона ведет к разрушительным процессам среди живых организмов (мутациям, лучевым, онкологическим и иным тяжелым заболеваниям, развитие которых приводит к смерти).

10.2. Существенное изменение радиоактивного фона означает такое увеличение естественного излучения, активизирующего ионизацию электрически нейтральных атомов и молекул, которое хотя и не привело к мутации, болезни или гибели живого существа, но создало реальную угрозу наступления какого-либо из указанных последствий.

10.3. Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности — в легком, средней тяжести либо тяжком вреде здоровью, причиненном хотя бы одному человеку (см. п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

10.4. Под массовой гибелью животных понимается уничтожение большого количества (стада, стаи, вида и т.п.) диких зверей, птиц, рыб, других водных животных, находящихся в состоянии естественной свободы.

10.5. Иные тяжкие последствия представляют собой существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат. Такое изменение окружающей среды может вызвать, например, прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций, вынужденное переселение больших групп людей, острый дефицит воды и продовольствия, деградацию земель, порчу значительного количества лесо- и сельскохозяйственной продукции, разрушение строений, конструкций, принесшее существенный материальный ущерб, значительное повреждение или массовую гибель других объектов окружающей природной среды, иной существенный имущественный ущерб (включая упущенную выгоду, проведение дорогостоящих восстановительных работ), другие негативные последствия, препятствующие сохранению и правомерному использованию окружающей среды (см. п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

11. Размер материального ущерба и объема возмещения экологического вреда в случае причинения окружающей природной среде значительного несанкционированного вреда определяется согласно п. 15, 16, 20 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14 по централизованно утвержденным методикам подсчета и установленным таксам; в соответствии с региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства; по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

12. Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, совершение иных действий, вызвавших экологическую катастрофу, повлекших необратимые вредные последствия для человека и окружающей его природной среды, в результате которых природой потеряны качества, являвшиеся ее содержанием и не подлежащие восстановлению искусственным путем, надлежит квалифицировать как преступление против мира и безопасности человечества (ст. 358).

13. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме умысла, например, если виновный осознавал общественную опасность нарушения им правил охраны окружающей среды при эксплуатации промышленного объекта, предвидел возможность наступления в результате этого массовой гибели животных, не желал, но сознательно допускал наступление данного вреда либо относился к нему безразлично. Наряду с этим вполне вероятна вина и в форме неосторожности, например при нарушении правил охраны окружающей среды во время производства работ ответственным за соблюдение этих правил лицом, не предвидевшим возможности наступления материальных общественно опасных последствий в силу своей небрежности (пренебрежительного отношения к соблюдению должностных инструкций).

13.1. Деяния, предусмотренные коммент. статьей и совершенные с прямым умыслом, следует квалифицировать по совокупности с преступлениями против личности, собственности и т.д. в зависимости от волевой целенаправленности виновного лица.

14. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста и наделенное дополнительным признаком — ответственностью за соблюдение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов.

15. Злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, повлекшие совершение экологического преступления, должны квалифицироваться по совокупности ст. 246 и 285 (ст. 201).

Другой комментарий к Ст. 246 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона состава преступления включает нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий и причинную связь между деянием и наступившими последствиями.

Преступление считается оконченным с момента наступления любого из указанных последствий.

2. Под существенным изменением радиоактивного фона следует понимать его ухудшение по сравнению с естественной дозой излучения, создаваемой космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений.

3. Причинение вреда здоровью человека выражается в причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»).

4. Массовой следует признавать гибель животных на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раз.

5. Под иными тяжкими последствиями подразумеваются существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.

6. Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Отношение к причинению тяжкого вреда здоровью человека может быть у лица только неосторожное. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или вреда средней тяжести при наличии квалифицирующих признаков предполагает совокупность преступлений ст. ст. 246 и 111 УК РФ или соответственно ч. 2 ст. 112 УК РФ.

7. Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды. При наличии в действиях лица признаков злоупотребления полномочиями требуется дополнительная квалификация по ст. ст. 285 или 201 УК РФ.

Статья 246 УК РФ. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (действующая редакция)

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 246 УК РФ

1. Окружающая среда — это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

2. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Указанные правила содержатся в законах и специальных нормативных правовых актах.

Существенное изменение радиоактивного фона означает его ухудшение по сравнению с естественной дозой излучения, создаваемой космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека.

Изменение радиоактивного фона будет признаваться существенным, если оно в соответствии с современными нормативными требованиями оценивается как причиняющее вред здоровью человека или создающее реальную угрозу такого причинения, привело либо могло привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью одного или нескольких лиц (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»).

Массовая гибель животных — одновременная гибель большого числа животных одного или нескольких видов на определенной территории или акватории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три раза или более.

Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать:

— существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат;

— уничтожение отдельных объектов;

— деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и планомерному использованию.

3. Преступление считается оконченным с момента наступления любого из названных последствий.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды.

Научная электронная библиотека

§ 2. Экологические преступления общего характера

Экологические преступления общего характера посягают на экологическую безопасность как окружающей среды в целом, так и населения. Указанные деяния представляют собой нарушения определенных правил, к соблюдению которых обязывают действующие в Российской Федерации законы и подзаконные акты.

Статья 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ». В статье 246 УК РФ, с которой начинается глава «Экологические преступления», предусматривается ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве следующих работ: проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов.

Нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ могут выражаться не только в невыполнении соответствующих требований, но и в их ненадлежащем выполнении. Обязательным условием уголовной ответственности по ст. 246 является наступление таких негативных последствий, как существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Включение в УК рассматриваемой нормы восполняет существовавший до этого пробел и является социально обусловленным, практически необходимым. Вместе с тем в процессе применения ст. 246 могут возникнуть определенные трудности. Исследуемый состав преступления сконструирован по типу материальных составов, что предполагает наличие действия или бездействия, т.е. нарушение правил, последствий, перечисленных в статье, и причинной связи между ними. Вполне очевидно, что нарушение правил при проектировании объектов еще не может повлечь перечисленных в ст. 246 последствий: они наступают в последующих стадиях работ.

Поэтому нарушение соответствующих правил охраны окружающей среды при проектировании объектов может быть квалифицировано только как покушение на рассматриваемое преступление. Однако подобное решение вопроса возможно лишь при наличии прямого умысла. Его отсутствие (при косвенном умысле или неосторожной вине) такую квалификацию исключает. Следовательно, если указанные в ст. 246 последствия не наступили, это исключает уголовную ответственность за упомянутое деяние. Вместе с тем законодатель приравнял по степени опасности такие нарушения (при проектировании) к нарушениям правил при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, предусмотрев и за них наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без такового. Представляется, что выходом из создавшегося положения может служить выделение нарушения правил охраны окружающей среды при проектировании объектов в самостоятельный состав преступления.

Состав преступления – материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных вредных последствий. При этом достаточно, чтобы такие последствия были причинены нарушением правил, совершенным в процессе производства одного из видов работ, перечисленных в ст. 246 УК РФ.

Совершение данного преступления влечет наказание в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет, либо лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Разграничение данного преступления с административными правонарушениями, предусмотренными ст. 8.1 («Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов»), ст. 8.4 («Нарушение законодательства об экологической экспертизе») и рядом других статей Кодекса РФ об административных правонарушениях[72], устанавливающих административную ответственность за нарушение правил охраны отдельных компонентов окружающей среды в процессе различной производственной деятельности, не должно вызывать трудностей, поскольку осуществляется по последствиям деяния.

Статья 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов». Установление ответственности за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ) является новеллой в российском уголовном законодательстве.

Целью данной статьи является недопущение производства запрещенных видов отходов и обеспечение соблюдения установленных правил оборота экологически опасных веществ и отходов.

Для этого конструируются два самостоятельных состава преступления с одинаковыми последствиями:

1) производство запрещенных видов опасных отходов;

2) обращение, т.е. транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов.

Оба указанных преступления имеют одни и те же квалифицирующие признаки.

Предметом данного преступления являются запрещенные виды опасных отходов, а также радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы, обращение которых осуществляется с соблюдением установленных правил.

Объективная сторона производства запрещенных видов опасных отходов, предусмотренная ч. 1 ст. 247, включает в себя их производство, наступление последствий (возникновение угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде) и наличие причинной связи между производством опасных отходов и возникновением угрозы. Следовательно, этот состав преступления помимо нанесения ущерба природной среде влечет причинение вреда здоровью человека. Причем, вред здоровью человека может быть непосредственно нанесен данным составом преступления. То есть в данной статье вред, причиненный окружающей среде, может и не выступать в качестве причины вреда здоровью человека.

Состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 247 – формальный. Преступление признается оконченным с момента нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, создавшего угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Закон предусматривает три группы последствий данного вида преступления: в основном составе – угроза причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде; в квалифицированном составе – загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовая гибель животных, а также неосторожное причинение смерти человеку либо массовое заболевание людей.

Наименее тяжким последствием является угроза причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (по ч. 1 ст. 247). Это наличие такой объективной ситуации либо возникновение таких обстоятельств, которые могли повлечь возникновение вредных последствий. Оценка наличия угрозы осуществляется в конечном счете судом с учетом всех обстоятельств дела. Объективным признаком угрозы является высокая степень вероятности наступления последствий, отсутствующая при иных обстоятельствах.

Содержанием угрозы являются возможность причинения существенного вреда здоровью человека, под которым понимается, как минимум, причинение вреда, опасного для жизни или вызвавшего иные последствия, предусмотренные ч. 1 ст. 111 УК РФ, либо возможность причинения существенного вреда окружающей среде, под которым понимается ухудшение качества окружающей среды и состояния природных объектов, связанное с их заражением, отравлением либо загрязнением, либо ухудшение экологических условий жизнедеятельности человека, либо массовые заболевания и гибель животных.

Причинная связь между производством запрещенных видов опасных отходов и возникновением угрозы наступления существенного вреда здоровью людей и окружающей среде является обязательной. При этом угроза возникает вследствие именно производства запрещенных видов опасных отходов, а не их использования или нарушения правил обращения с ними либо под воздействием иных факторов.

Субъективная сторона предполагает умышленную форму вины. Виновный осознает, предвидит, что нарушает правила обращения с экологически опасными веществами и отходами, а также возможность наступления общественно опасных последствий, не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично. Данное преступление может быть совершено с косвенным умыслом: закон не предусматривает возможности совершения преступления по неосторожности. Лицо осознает, что оно совершает действия по производству запрещенных видов опасных отходов, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий или угрозы их наступления, сознательно допускает это либо относится безразлично к возможности создания угрозы причинения существенного вреда здоровью людей или окружающей среде или наступлению иных вредных последствий.

Состав преступления, касающийся производства запрещенных видов опасных отходов, предусмотренный ч. 2 ст. 247, в отличие от основного состава содержит указание на совершение действия по производству запрещенных видов опасных отходов в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также причинение в результате этих действий вреда здоровью человека или массовой гибели животных.

Состав преступления, предусмотренный ч. 3 ст. 247, предполагает наступление последствий в виде смерти человека либо массового заболевания людей.

Под массовым заболеванием людей понимается одновременное заболевание двух и более человек, вызванное одними и теми же действиями, связанными с производством запрещенных видов опасных отходов.

Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов отличается от рассмотренного состава преступления «Производство запрещенных видов опасных отходов» по предмету и объективной стороне.

Объективная сторона данного преступления выражается в транспортировке, хранении, захоронении, использовании или иных способах обращения радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, последствиях нарушения этих правил и в причинной связи между нарушением и последствиями.

Последствия преступления, состоящего в нарушении правил обращения с радиоактивными, химическими и бактериологическими веществами и отходами, те же самые, что и при производстве запрещенных видов опасных отходов.

Состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 247 УК РФ, имеет формально-материальную конструкцию. Преступление считается оконченным с момента наступления последствий, указанных в законе (материальный состав) либо с момента нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов в зоне экологического бедствия или в зоне экологической ситуации (формальный состав). Применительно к материальным составам требуется устанавливать причинную связь между деянием и наступившими последствиями.

Субъективная сторона данного преступления, предусмотренного ч. 1 и ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется косвенным умыслом. Лицо осознает, что оно нарушает правила обращения с опасными веществами, отходами, предвидит возможность наступления опасных для жизни, здоровья человека или окружающей среды последствий и сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к их наступлению безразлично.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 247 УК РФ, характеризуется двойной формой вины (ст. 27 УК РФ): умыслом по отношению к нарушению указанных правил и неосторожностью по отношению к последствиям, предусмотренным в ч. 3.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, имеющее признаки специального субъекта. В обязанности такого лица входит соблюдение правил обращения с веществами и отходами, представляющими потенциальную угрозу окружающей среде.

Разграничение составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 246 и 247 УК РФ, осуществляется в первую очередь по объективной стороне состава. Так, при нарушении правил обращения с опасными веществами и отходами в процессе эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, которые являются составной частью правил охраны окружающей среды, разграничительным признаком выступают предметы обраще-
ния – радиоактивные, химические, биологические вещества и отходы.

Категория преступления – небольшой тяжести (ч. 1 ст. 247 УК РФ), средней тяжести (ч. 2), тяжкие (ч. 3).

Заканчивая анализ названного состава, нельзя не отметить наличие в УК конкуренции ст. 247 и ст. 220 (последняя устанавливает ответственность за незаконное обращение с радиоактивными материалами). Ст. 220 помещена законодателем в главу о преступлениях против общественной безопасности, и она по отношению к ст. 247 является специальной нормой, поскольку предметом преступления, которое предусмотрено ст. 220, являются только радиоактивные материалы. В предмет же нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов включены помимо радиоактивных бактериологические и химические вещества и отходы. Самыми опасными из них считаются радиоактивные. Поэтому законодатель и отнес обращение (оборот) таких веществ к преступлениям против общественной безопасности, а не против окружающей среды. Следовательно, в силу правила о конкуренции общей и специальной норм преимущественному применению подлежит специальная норма, т.е. ст. 220.

Статья 248 УК РФ «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами». В число общих экологических преступлений входит и нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248). Ответственность за указанное преступление была включена в УК 1960 г. в 1993 г. (ст. 222.1).

Специального нормативного акта, посвященного правилам безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами либо токсинами, нет. Однако эти правила содержатся в специальных нормативных актах по сельскому хозяйству, ветеринарии, растениеводству, а также в инструкциях, положениях и иных подзаконных актах министерств, комитетов и ведомств.

Нарушение названных правил влечет уголовную ответственность лишь при наличии указанных в ст. 248 последствий: причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия (ч. 2), смерть человека (ч. 3).

К ответственности по ст. 248 УК РФ могут быть привлечены лица, которые имеют дело с микробиологическими и иными биологическими агентами или токсинами в силу осуществления ими своих профессиональных функций и на которых поэтому возлагается обязанность соблюдения определенных правил, а равно лица, которые имеют доступ к перечисленным предметам по роду своей служебной деятельности и которые вследствие этого тоже обязаны соблюдать правила безопасности при обращении с указанными агентами и токсинами.

Наиболее сложным вопросом, касающимся всех экологических преступлений общего характера, является вопрос о форме вины.

В части 2 статьи 24 УК РФ устанавливается, что деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда оно предусмотрено соответствующей статьей Особенной части. В части 3 статьи 247 и части 2 статьи 248 УК РФ говорится о деяниях, повлекших по неосторожности определенные последствия. Эти преступления с полным основанием могут быть отнесены к неосторожным преступлениям. Но подобной оговорки в отношении ст. 246, ч. 2 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 УК РФ нет. Следовательно, согласно ч. 2 ст. 24 УК, данные преступления не могут быть причислены к неосторожным деяниям. Вместе с тем при умышленном отношении к таким последствиям, как вред здоровью, распространение эпидемий, нарушение экологических правил должно квалифицироваться как преступление против личности или как иное умышленное преступление.

В то же время ясно, что, нарушая определенные правила, виновные либо предвидят возможность наступления общественно опасных последствий, однако самонадеянно рассчитывают на их предотвращение, либо вовсе не предвидят возможности их наступления, хотя при должной внимательности и предусмотрительности могли и должны были их предвидеть, т.е. действия упомянутых лиц являются неосторожными. А потому, учитывая отношение к последствиям, экологические преступления, повлекшие наступление указанных в законе последствий, следует признать неосторожными деяниями, что и сделано в новых учебниках по уголовному праву и комментариях УК 1996 г. Но данное решение не соответствует требованию, зафиксированному в ч. 2 ст. 24 УК.

Для того чтобы исключить различное толкование учеными и практическими работниками ст. 246, ч. 1 ст. 247, ч. 1 ст. 248, законодатель должен внести определенные поправки, уточнив форму вины субъектов названных в этих статьях преступлений.

Подавляющее большинство экологических преступлений общего характера отнесено законодателем в соответствии со ст. 15 УК к преступлениям средней тяжести (ст. 246, ч. 2 ст. 247, ч. 1 и 2 ст. 248). Исключение составляют основной состав нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ч. 1 ст. 247), которое расценивается как преступление небольшой тяжести, и особо квалифицированный вид этого же преступления (ч. 3 ст. 247), включенный в категорию тяжких преступлений. Санкция ч. 3 ст. 247 – самая суровая (до 8 лет лишения свободы) по сравнению с санкциями других статей об экологических преступлениях, повлекших те же последствия (смерть человека).

Во многих случаях совершения экологических преступлений общего характера вред причиняется и отдельным компонентам природы. Так, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ может повлечь за собой порчу земли, загрязнение вод, гибель растительности и пр. В этих случаях квалификация определяется в соответствии с правилом о конкуренции норм.

Еще по теме:

  • Статья 14 дополнительный отпуск Правила северного отпуска Нюансы учета дополнительного отпуска за работу на Севере Работодатель, находящийся в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, обязан предоставлять работникам ежегодный дополнительный отпус к ст. […]
  • Как освободить генерального директора ооо Какая уволить генерального директора при ликвидации ООО? И его же назначить ликвидатором Мы планируем ликвидировать ООО. 3 учредителя. 1. Скажите пожалуйста, на основании чего и в какой момент процедуры ликвидации можно (и нужно) уволить […]
  • Какие должны быть права на трактор Описание этапов получения прав на трактор В сельской местности, как и в городе не обойтись без трактора. Чтобы управлять такой техникой, нужно пройти обучение и получить водительские права на трактор. Права на управление трактором […]
  • Дата договора гражданский кодекс Ст. 432 ГК РФ — Гражданский кодекс Статья 432. Основные положения о заключении договора. 14 февраля 22 декабря 2017 24 июля 2017 26 мая 2017 11 апреля 2017 Обсуждение статьи Вопросы по статье в соответствии с договором уступки прав […]
  • Как расторгнуть договор с netbynet Как грамотно осуществить расторжение договора в одностороннем порядке? Расторжение договора в одностороннем порядке — одна из самых актуальных тем в гражданском праве. Однако расторжению договора в одностороннем порядке должны […]
  • Воркута деньги в долг под расписку Деньги в долг от частного лица в городе Воркута Сегодня для многих граждан в нашей стране одной из главных проблем в жизни являются финансовые трудности, и люди первым делом пытаются их решить путем обращения в банк. На фоне большого […]