Орксэ урок 11 моральный долг презентация

Содержание статьи:

Урок ОРКСЭ на тему «Моральный долг». 4-й класс

Цели:

  • Предметная – создать условия для формирования понятий «долг», «моральный долг», «милосердие», «моральные нормы», «благодарность»; способствовать активизации осознания данных ценностей и духовности в человеческой жизни.
  • Метапредметная – создать условия для формирования умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия; для формирования навыков смыслового чтения готовности слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
  • Личностная – организовать коллективную работу и работу в группах для развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Тип урока: объяснение нового материала.

Планируемые результаты:

  • Предметные – познакомить учащихся с понятиями «моральный долг», «долг» как основой нравственного выбора человека. Продолжать знакомить с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; представлений о светской этике; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности; осознание ценности человеческой жизни.
  • Метапредметные – учить осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, способствовать проявлению самостоятельности суждений ,осуществлять поиск и обработку информации.
  • Личностные – воспитывать уважительное отношение к свободному выбору личности, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Основные понятия: долг; моральный долг; моральные нормы; благодарность; моральные обязанности.

Метапредметные связи с литературой, окружающим миром.

Организация пространства – групповая; фронтальная;

Ресурсы (оборудование):

  • основные – учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы светской этики» ;
  • дополнительные – классная доска с набором картинок; видеофильм, энциклопедическая и справочная литература .

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный пересказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа, решение проблемной ситуации, дифференцированная работа.

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.

(Дети приветствуют друг друга улыбкой)

– Я рада вас видеть, прошу садиться.

2. Проверка домашнего задания.

А) Фронтальная работа с классом

О чем мы говорили с вами на прошлом уроке?
– С каким понятием познакомились?
– Какие условия нужны для этого?
– Приведите примеры.

Б) Индивидуальная работа учащихся

(дифференцированная работа на карточках; работа у доски по изученной ранее теме)

3. Актуализация знаний учащихся

– Ответьте на вопросы.

  • Подберите синоним к слову ЗЛО? (ДОБРО)
  • Определение, какого понятия я прочитаю сейчас.

– Черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор. (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)

  • Какое чувство, мы испытываем к родным и близким? (ЛЮБОВЬ)
  • Человек, совершающий подвиг проявляет ……… (ГЕРОИЗМ)

– Составьте слово, из первых букв данных слов. (ДОЛГ)
– Объясните значение этого слова.
– Прочитаем, как дается определение слову «ДОЛГ» в словаре.
– А сейчас мы посмотрим фильм-притчу «Воробей». (Проблемная ситуация)
– Данная ситуация относится к общественному долгу?
– Почему, вы так решили?
– Докажите …
– Что мы подразумеваем под словосочетанием «МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ»?
– Какова тема урока сегодня?

4. Новая тема

Сегодня тема урока «Моральный долг».
– Как вы понимаете ее?
– Что бы вы хотели узнать по этой теме?
– Сегодня нам предстоит разобраться с понятием «МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ».
– Почему он так важен?
– С кем может связывать долг?

5. Физкультминутка

6. Открытие детьми новых знаний

А) Работа по 1 абзацу учебника на странице 26.

Что такое «Долг»?
– Что такое «Моральный долг»?

Б) Беседа учителя о моральных обязанностях:

  • Моральные нормы.
  • Уважительное отношение.
  • Бескорыстная помощь.
  • Благодарность.

В) Работа в группах

По плану:

  • Характеристика обязанности.
  • Примеры.
  • Оценивание правильности подобранных примеров.

1 гр. – Моральные нормы.
2 гр. – Уважительное отношение.
3 гр. – Бескорыстная помощь.
4 гр. – Благодарность.

Г) Проверка и оценка работы учащихся в группах

Организация работы учащихся в группе:

  • задания выполняются по плану;
  • используется учебник, жизненный опыт и информация, полученная на уроке;
  • умение вносить коррективы (исправление допущенных ошибок);
  • оценка своих ответов и ответов одноклассников.

7. Закрепление и обобщение изученного материала

Игра «ДА» или «НЕТ» (проверка знаний полученных на уроке)

– На следующие вопросы вы отвечаете только словами “Да” или “Нет”.

  • Осознанные действия человека называются долгом? (ДА)
  • Связан ли со свободой моральный долг? (ДА)
  • Связан ли с ответственностью моральный долг? (ДА)
  • Обижать младших, обманывать, брать чужое – это моральная норма? (НЕТ)
  • Моральные нормы или обязанности – это общепринятые в обществе правила? (ДА)
  • Нужно ли уважать других людей и их права? (ДА)
  • Существует ли документ, в котором прописаны какие права имеет человек? (ДА)
  • Завидовать, обзываться, пинаться – это норма? (НЕТ)
  • Надо ли заботится о пожилых и больных людях? (ДА)
  • Является ли нормой умение благодарить ? (ДА)
  • Забота о детях – это обязанность родителей? (ДА)
  • Дети должны помогать родителям? (ДА)

Взаимопроверка выполненной работы. Правильные ответы записаны на доске.

8. Домашнее задание

1. Стр. 26-27;
2. Выполнить задание 2 стр.27;
3. Составить рассказ по теме «Моральный долг».

9. Рефлексия

Ответы на вопросы:

– Назовите тему урока?
– Что такое моральный долг?
– В чем особенность морального долга?
– Какие моральные обязанности есть у человека?
– Почему мы должны это знать?
– Что вам больше всего запомнилось?
– Оцените свою работу на уроке?

Урок ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») на тему «Моральный долг»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Создание условий для формирования представлений учащихся о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях.

  • личностные: развитие доброжелательности, сотрудничества со сверстниками и учителем, самоопределения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о долге и моральных обязанностях во взаимоотношениях с людьми;
  • метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; развитие умения слышать и слушать друг друга, анализировать, обобщать, работать в группах;
  • предметные: ознакомление учащихся с основными понятиями: моральная норма, моральный долг, моральная обязанность.

Актуальность данного урока

Тема моральных норм, долга и обязанностей всегда сложна для восприятия, ведь нелегко следовать долгу, признать свои ошибки и уж тем более исправлять их. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет.

Урок открытия знания.

Долг, моральный долг, моральные нормы, моральные обязанности.

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.
Такие формы и методы выбраны не случайно, так как организация учебной деятельности в современной школе предполагает активные методы и формы обучения с включением проблемных ситуаций, поиска решений, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся.

Учебник «Основы светской этики», тексты для групповой работы, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова для групповой работы, опорные листы, карточки с разрезанными пословицами, презентация, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Ожидаемые результаты: учащиеся приобретут опыт работы в группе, не нарушая принципов толерантности; уважительное отношение к мыслям и настроениям другого человека, проявление интереса к новому учебному материалу; навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Включение в деловой ритм.
Эмоциональный настрой на урок.
Предлагает учащимся разделиться на три группы и занять свои места.
Организация проверки готовности к уроку.

Приветствуют улыбкой друг друга.
Контролируют готовность к уроку.

Личностные: самоопределение к деятельности.
Регулятивные: контроль.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.

Проводит беседу с учащимися до чтения текста и во время чтения, опираясь на личный опыт учащихся.
Раздает каждой группе вопросы для обсуждения.

Ответы на вопросы учителя.
Чтение текста полностью.
Работа в группах.

Личностные: анализ и сопоставление личного опыта.
Регулятивные: принятие учебной задачи.
Познавательные: умение анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

3. Постановка учебной задачи.

Организует деятельность учащихся по определению темы и цели урока.

Определяют тему и цели урока.

Регулятивные: умение сохранять учебную задачу, опираясь
на приобретённые знания, ставить цели, планировать свою работу.

4. Открытие нового знания.

Организует беседу с учащимися, работу учащихся со словарем и учебником.

Отвечают на вопросы учителя.
Каждая группа работает со словарем, с учебником.

Личностные: развитие учебно-познавательной мотивации.
Регулятивные: сохранение учебной задачи.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.
Познавательные: поиск и выделение информации, анализ, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений.

5. Первичное закрепление.

Организует работу с пословицами.

Составляют пословицы. Объясняют их смысл.

Личностные: формирование самооценки, анализа выполненной работы.
Регулятивные: умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

6. Самостоятельная работа.

Организует самостоятельную работу в группах с опорными листами.

Учащиеся читают учебник, находят нужную информация и заносят ее в опорные листы.

Личностные: осознание ответственности за будущий результат.
Познавательные: поиск информации, создание устных и письменных высказываний.
Регулятивные: планирование, коррекция, оценка качества выполненной работы.
Коммуникативные:
умение слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Организует деятельность по закреплению имеющихся знаний.
Организует работу по составлению синквейна, вспоминая особенности его построения.

Формулируют выводы.
Приводят примеры.
Составляют синквейн в группах.

Личностные: формирование собственных представлений о предмете изучения, реализация личностного потенциала.
Коммуникативные: высказывание суждения по результатам работы.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение систематизировать обобщить изученное.

Подводит итог урока в эмоциональном плане.
Сообщает домашнее задание.

Учащиеся заполняют шкалы.

Регулятивные: умение оценить свою работу на уроке.

КОНСПЕКТ УРОКА

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

– Улыбнитесь друг другу. Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. (2 слайд).
– Разделитесь на три группы и займите свои места.

2. Актуализация знаний

Перед каждым учеником лежит рассказ В. Астафьева «Записка».
– Прочитайте название рассказа. (3 слайд).
– Что обычно пишут в записках?
– Кому и когда пишут записки?
– О чем может быть рассказ с таким названием?
– Прочитайте только начало рассказа. («На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна»).
– Как вы думаете, кто и кому мог написать такую записку?
После этого дети читают текст рассказа до конца. (Приложение 1).
После прочтения рассказа каждая группа получает вопросы, обсуждает их, готовится к выступлению. (Приложение 2). Вопросы:

  • Что могло натолкнуть сына на такой поступок?
  • Можно ли оправдать такой поступок?
  • Почему такое могло случиться в жизни матери?
  • Какое самое страшное слово в этом рассказе? («Забыл» мать).

3. Постановка учебной задачи

– Сынок забыл свой сыновний долг, в нем заглохло чувство милосердия. Он не вспомнил народную мудрость о том, что дети должны заботиться о своих родителях.
– Слово «должен» очень непростое. В него вложен мудрый и важный смысл, поднимающий человека на высокую нравственную высоту. И эта высота называется МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ.
– Какая будет тема урока? (Моральный долг). (4 слайд)
– На какие вопросы мы должны с вами сегодня ответить?

4. Открытие новых знаний

– Как вы понимаете слово долг?
– Что такое моральный долг?
– Найдите в словаре определение слова долг. (5 слайд)
– А какое определение дается в учебнике? Найдите.
– Какое из слов в определении на ваш взгляд является значимым, главным? (Осознание).
– В чем особенность морального долга? (Он связан с такими понятиями, как свобода и ответственность).
– Какие понятия вам еще встретились? (Моральная норма, моральная обязанность).
– Итак, какое можно дать определение морального долга (6 слайд):

МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ = ОБЯЗАННОСТЬ + СВОБОДА + ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

– Моральный долг – это неотъемлемое свойство человеческого поведения. Скажите, с чем или с кем связывает человека долг? (С другими людьми, с обществом).
– Вся наша жизнь заполнена отношениями с людьми, обществом: у нас есть родители, друзья, сослуживцы, есть просто окружающие нас люди, посёлок, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть обязанности и ответственность. Иначе мы просто не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей для окружающих, да и для самих себя: обманул, подвёл товарища – останешься без друзей.
– Что такое моральная норма? (Это правило, одобряемое большинством людей; это образец поведения, признанный обязательным в обществе).

5. Первичное закрепление

– Соберите рассыпавшиеся пословицы и постарайтесь объяснить их смысл. (Приложение 3), (7 слайд).

6. Самостоятельная работа

Дальше идет работа в группах. Они должны ответить на вопрос: Какие существуют моральные обязанности?

1 группа: читает 2-й и 3-й абзацы.
2 группа: читает 4-й и 5-й абзацы.
3 группа: читает 6-й и 7-й абзацы.

По ходу обсуждения выстраивается схема. (Приложение 4), (8 слайд).

– Кого мы можем назвать человеком долга? (Выполняет существующие нормы, не по принуждению, а на основе своих убеждений).

7. Закрепление

– Над какой темой урока работали?
– Что такое моральный долг?
– Какие существуют моральные обязанности?
– Составьте синквейн, вспомнив особенности его построения. (Приложение 5).

Пример синквейна (9 и 10 слайды):

Моральный долг
добровольный, осознанный
выполнять, помогать, защищать
чувство долга ко многому обязывает
обязанность

8. Рефлексия

– Отметьте на вашей шкале, как поработали на уроке. (Приложение 6).
– Спасибо за урок. (11 слайд)

Презентация (Приложение 7)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В. Астафьев. Затеси. Авторский сборник. – М.: Эксмо, 2008.
  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
  3. Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988.

Тема урока «Моральный долг». Модуль «Основы светской этики» 4 класс Урок 11 Тип урока: комбинированный. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемИгорь Ерошин

Похожие презентации

Презентация 4 класса на тему: «Тема урока «Моральный долг». Модуль «Основы светской этики» 4 класс Урок 11 Тип урока: комбинированный.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Тема урока «Моральный долг»

2 Модуль «Основы светской этики» 4 класс Урок 11 Тип урока: комбинированный

3 Аннотация Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ и служит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу.

4 Цель : формирование представления о моральном долге Задачи : воспитывать чувство ответственности, обязательности; учить находить выход из сложных жизненных ситуаций, требующих исполнения морального долга. формировать нравственные нормы поведения;

5 Оборудование и средства наглядности: ПК Иллюстрации Учебные тетради Учебное пособие

6 Основные термины и понятия: Моральный долг Моральная обязанность

7 Компетентности, формируемые у обучающихся: Коммуникативная Социальная

8 Ход урока I.Организация деятельности учащихся. II.Проверка домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся об ответственном поведении человека (из литературы)

9 III. Словарный диктант. Качество, противоположное злу (добро) Качество, необходимое для выполнения любого поручения (ответственность) Величайшее чувство, доступное человеку (любовь) Отвага, решительность, самопожертвование в критической обстановке (героизм)

10 Добро Ответственность Любовь Героизм

11 IV.Объявление темы. (запись в тетрадь) Вы узнаете, что такое -моральный долг -моральная обязанность

12 V.Изучение нового материала. 1.Составление кластера -Долг, как утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом. — С кем, по вашему мнению, нас связывает долг?

14 Моральный долг Родители, семья Друзья, одноклассники Соседи Ветераны Родина, страна Город, село

15 2.Работа в парах. -Приведите примеры выполнения морального долга. -Составьте предложение со словом долг. 3.Обсуждение результатов самостоятельной работы 4.- Обратитесь к словарю, выпишите значение слова долг. — Совпадает ли ваше понимание значения слова с тем, что написано в словаре?

16 Моральный долг – выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений. Принимая свой долг, человек добровольно принимает на себя свои обязанности по отношению к другим, поэтому моральный долг называют моральной обязанностью

17 VI. Работа со статьёй. Комментированное чтение. Вопросы по содержанию.

18 VII.Закрепление изученного. 1.- Продолжите фразы: « Всеобщее осуждение окружающих вызывает. »

19 2. « Человека в обществе будут уважать за…»

20 Собери пословицу: Долг не ревёт, а честь смолоду. Сам погибай, а спать не даёт. Береги платье снову, товарища выручай.

21 VIII.Подготовка учащихся к беседе с членами семьи. -Что ты расскажешь членам семьи о моральном долге и моральных обязанностях?

22 IX. Подведение итога урока. -Вспомните всё, о чём говорилось на уроке. Подумайте и сделайте вывод, что такое моральный долг.

23 X. Домашнее задание. 1.Подбери пословицы на тему урока. 2.Найди иллюстрации по данной теме. 3.Посоветуйся с родителями и составь рассказ о моральном поступке.

24 Уважаемые педагоги! Желаем творческих успехов в преподавании курса ОРКСЭ! Спасибо за внимание! Над презентацией работали: Алфертьева М. Т. Трудова М.И. Попова Н.М. Рассохина Е.Н. Чебыкина С.В. Фирсова Н.В.

Моральный долг конспект урока с презентацией

Урок ОРКСЭ на тему «Моральный долг». 4-й класс

Цели:

  • Предметная – создать условия для формирования понятий «долг», «моральный долг», «милосердие», «моральные нормы», «благодарность»; способствовать активизации осознания данных ценностей и духовности в человеческой жизни.
  • Метапредметная – создать условия для формирования умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия; для формирования навыков смыслового чтения готовности слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
  • Личностная – организовать коллективную работу и работу в группах для развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Тип урока: объяснение нового материала.

Планируемые результаты:

  • Предметные – познакомить учащихся с понятиями «моральный долг», «долг» как основой нравственного выбора человека. Продолжать знакомить с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; представлений о светской этике; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности; осознание ценности человеческой жизни.
  • Метапредметные – учить осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, способствовать проявлению самостоятельности суждений ,осуществлять поиск и обработку информации.
  • Личностные – воспитывать уважительное отношение к свободному выбору личности, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Основные понятия: долг; моральный долг; моральные нормы; благодарность; моральные обязанности.

Метапредметные связи с литературой, окружающим миром.

Организация пространства – групповая; фронтальная;

Ресурсы (оборудование):

  • основные – учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы светской этики» ;
  • дополнительные – классная доска с набором картинок; видеофильм, энциклопедическая и справочная литература .

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный пересказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа, решение проблемной ситуации, дифференцированная работа.

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.

(Дети приветствуют друг друга улыбкой)

– Я рада вас видеть, прошу садиться.

2. Проверка домашнего задания.

А) Фронтальная работа с классом

О чем мы говорили с вами на прошлом уроке?
– С каким понятием познакомились?
– Какие условия нужны для этого?
– Приведите примеры.

Б) Индивидуальная работа учащихся

(дифференцированная работа на карточках; работа у доски по изученной ранее теме)

3. Актуализация знаний учащихся

– Ответьте на вопросы.

  • Подберите синоним к слову ЗЛО? (ДОБРО)
  • Определение, какого понятия я прочитаю сейчас.

– Черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор. (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)

  • Какое чувство, мы испытываем к родным и близким? (ЛЮБОВЬ)
  • Человек, совершающий подвиг проявляет ……… (ГЕРОИЗМ)

– Составьте слово, из первых букв данных слов. (ДОЛГ)
– Объясните значение этого слова.
– Прочитаем, как дается определение слову «ДОЛГ» в словаре.
– А сейчас мы посмотрим фильм-притчу «Воробей». (Проблемная ситуация)
– Данная ситуация относится к общественному долгу?
– Почему, вы так решили?
– Докажите …
– Что мы подразумеваем под словосочетанием «МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ»?
– Какова тема урока сегодня?

4. Новая тема

Сегодня тема урока «Моральный долг».
– Как вы понимаете ее?
– Что бы вы хотели узнать по этой теме?
– Сегодня нам предстоит разобраться с понятием «МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ».
– Почему он так важен?
– С кем может связывать долг?

5. Физкультминутка

6. Открытие детьми новых знаний

А) Работа по 1 абзацу учебника на странице 26.

Что такое «Долг»?
– Что такое «Моральный долг»?

Б) Беседа учителя о моральных обязанностях:

  • Моральные нормы.
  • Уважительное отношение.
  • Бескорыстная помощь.
  • Благодарность.

В) Работа в группах

По плану:

  • Характеристика обязанности.
  • Примеры.
  • Оценивание правильности подобранных примеров.

1 гр. – Моральные нормы.
2 гр. – Уважительное отношение.
3 гр. – Бескорыстная помощь.
4 гр. – Благодарность.

Г) Проверка и оценка работы учащихся в группах

Организация работы учащихся в группе:

  • задания выполняются по плану;
  • используется учебник, жизненный опыт и информация, полученная на уроке;
  • умение вносить коррективы (исправление допущенных ошибок);
  • оценка своих ответов и ответов одноклассников.

7. Закрепление и обобщение изученного материала

Игра «ДА» или «НЕТ» (проверка знаний полученных на уроке)

– На следующие вопросы вы отвечаете только словами “Да” или “Нет”.

  • Осознанные действия человека называются долгом? (ДА)
  • Связан ли со свободой моральный долг? (ДА)
  • Связан ли с ответственностью моральный долг? (ДА)
  • Обижать младших, обманывать, брать чужое – это моральная норма? (НЕТ)
  • Моральные нормы или обязанности – это общепринятые в обществе правила? (ДА)
  • Нужно ли уважать других людей и их права? (ДА)
  • Существует ли документ, в котором прописаны какие права имеет человек? (ДА)
  • Завидовать, обзываться, пинаться – это норма? (НЕТ)
  • Надо ли заботится о пожилых и больных людях? (ДА)
  • Является ли нормой умение благодарить ? (ДА)
  • Забота о детях – это обязанность родителей? (ДА)
  • Дети должны помогать родителям? (ДА)

Взаимопроверка выполненной работы. Правильные ответы записаны на доске.

8. Домашнее задание

1. Стр. 26-27;
2. Выполнить задание 2 стр.27;
3. Составить рассказ по теме «Моральный долг».

9. Рефлексия

Ответы на вопросы:

– Назовите тему урока?
– Что такое моральный долг?
– В чем особенность морального долга?
– Какие моральные обязанности есть у человека?
– Почему мы должны это знать?
– Что вам больше всего запомнилось?
– Оцените свою работу на уроке?

Презентация к уроку ОРКСЭ по теме «Моральный долг»

Данная презентация может быть использована в рамках изучения курса ОРКСЭ. Её применение позволит повторить правила поведения, соответствующие моральным нормам и принципам, проанализировать свои поступки и поступки окружающих, расширить поиск информации, выбирать наиболее эффективные способы решения учебной залачи в зависимости от конкретных условий.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку ОРКСЭ по теме «Моральный долг»»

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

Не имей сто рублей,

а человек дружбой.

Дерево живёт корнями,

а нашёл — береги.

а человек друзьями.

Птица сильна крыльями,

а имей сто друзей.

Мораль – лестница, строящаяся на протяжении всей жизни.

Урок ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») на тему «Моральный долг»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Создание условий для формирования представлений учащихся о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях.

  • личностные: развитие доброжелательности, сотрудничества со сверстниками и учителем, самоопределения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о долге и моральных обязанностях во взаимоотношениях с людьми;
  • метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; развитие умения слышать и слушать друг друга, анализировать, обобщать, работать в группах;
  • предметные: ознакомление учащихся с основными понятиями: моральная норма, моральный долг, моральная обязанность.

Актуальность данного урока

Тема моральных норм, долга и обязанностей всегда сложна для восприятия, ведь нелегко следовать долгу, признать свои ошибки и уж тем более исправлять их. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет.

Урок открытия знания.

Долг, моральный долг, моральные нормы, моральные обязанности.

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.
Такие формы и методы выбраны не случайно, так как организация учебной деятельности в современной школе предполагает активные методы и формы обучения с включением проблемных ситуаций, поиска решений, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся.

Учебник «Основы светской этики», тексты для групповой работы, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова для групповой работы, опорные листы, карточки с разрезанными пословицами, презентация, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Ожидаемые результаты: учащиеся приобретут опыт работы в группе, не нарушая принципов толерантности; уважительное отношение к мыслям и настроениям другого человека, проявление интереса к новому учебному материалу; навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Включение в деловой ритм.
Эмоциональный настрой на урок.
Предлагает учащимся разделиться на три группы и занять свои места.
Организация проверки готовности к уроку.

Приветствуют улыбкой друг друга.
Контролируют готовность к уроку.

Личностные: самоопределение к деятельности.
Регулятивные: контроль.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.

Проводит беседу с учащимися до чтения текста и во время чтения, опираясь на личный опыт учащихся.
Раздает каждой группе вопросы для обсуждения.

Ответы на вопросы учителя.
Чтение текста полностью.
Работа в группах.

Личностные: анализ и сопоставление личного опыта.
Регулятивные: принятие учебной задачи.
Познавательные: умение анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

3. Постановка учебной задачи.

Организует деятельность учащихся по определению темы и цели урока.

Определяют тему и цели урока.

Регулятивные: умение сохранять учебную задачу, опираясь
на приобретённые знания, ставить цели, планировать свою работу.

4. Открытие нового знания.

Организует беседу с учащимися, работу учащихся со словарем и учебником.

Отвечают на вопросы учителя.
Каждая группа работает со словарем, с учебником.

Личностные: развитие учебно-познавательной мотивации.
Регулятивные: сохранение учебной задачи.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.
Познавательные: поиск и выделение информации, анализ, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений.

5. Первичное закрепление.

Организует работу с пословицами.

Составляют пословицы. Объясняют их смысл.

Личностные: формирование самооценки, анализа выполненной работы.
Регулятивные: умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

6. Самостоятельная работа.

Организует самостоятельную работу в группах с опорными листами.

Учащиеся читают учебник, находят нужную информация и заносят ее в опорные листы.

Личностные: осознание ответственности за будущий результат.
Познавательные: поиск информации, создание устных и письменных высказываний.
Регулятивные: планирование, коррекция, оценка качества выполненной работы.
Коммуникативные:
умение слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Организует деятельность по закреплению имеющихся знаний.
Организует работу по составлению синквейна, вспоминая особенности его построения.

Формулируют выводы.
Приводят примеры.
Составляют синквейн в группах.

Личностные: формирование собственных представлений о предмете изучения, реализация личностного потенциала.
Коммуникативные: высказывание суждения по результатам работы.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение систематизировать обобщить изученное.

Подводит итог урока в эмоциональном плане.
Сообщает домашнее задание.

Учащиеся заполняют шкалы.

Регулятивные: умение оценить свою работу на уроке.

КОНСПЕКТ УРОКА

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

– Улыбнитесь друг другу. Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. (2 слайд).
– Разделитесь на три группы и займите свои места.

2. Актуализация знаний

Перед каждым учеником лежит рассказ В. Астафьева «Записка».
– Прочитайте название рассказа. (3 слайд).
– Что обычно пишут в записках?
– Кому и когда пишут записки?
– О чем может быть рассказ с таким названием?
– Прочитайте только начало рассказа. («На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна»).
– Как вы думаете, кто и кому мог написать такую записку?
После этого дети читают текст рассказа до конца. (Приложение 1).
После прочтения рассказа каждая группа получает вопросы, обсуждает их, готовится к выступлению. (Приложение 2). Вопросы:

  • Что могло натолкнуть сына на такой поступок?
  • Можно ли оправдать такой поступок?
  • Почему такое могло случиться в жизни матери?
  • Какое самое страшное слово в этом рассказе? («Забыл» мать).

3. Постановка учебной задачи

– Сынок забыл свой сыновний долг, в нем заглохло чувство милосердия. Он не вспомнил народную мудрость о том, что дети должны заботиться о своих родителях.
– Слово «должен» очень непростое. В него вложен мудрый и важный смысл, поднимающий человека на высокую нравственную высоту. И эта высота называется МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ.
– Какая будет тема урока? (Моральный долг). (4 слайд)
– На какие вопросы мы должны с вами сегодня ответить?

4. Открытие новых знаний

– Как вы понимаете слово долг?
– Что такое моральный долг?
– Найдите в словаре определение слова долг. (5 слайд)
– А какое определение дается в учебнике? Найдите.
– Какое из слов в определении на ваш взгляд является значимым, главным? (Осознание).
– В чем особенность морального долга? (Он связан с такими понятиями, как свобода и ответственность).
– Какие понятия вам еще встретились? (Моральная норма, моральная обязанность).
– Итак, какое можно дать определение морального долга (6 слайд):

МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ = ОБЯЗАННОСТЬ + СВОБОДА + ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

– Моральный долг – это неотъемлемое свойство человеческого поведения. Скажите, с чем или с кем связывает человека долг? (С другими людьми, с обществом).
– Вся наша жизнь заполнена отношениями с людьми, обществом: у нас есть родители, друзья, сослуживцы, есть просто окружающие нас люди, посёлок, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть обязанности и ответственность. Иначе мы просто не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей для окружающих, да и для самих себя: обманул, подвёл товарища – останешься без друзей.
– Что такое моральная норма? (Это правило, одобряемое большинством людей; это образец поведения, признанный обязательным в обществе).

5. Первичное закрепление

– Соберите рассыпавшиеся пословицы и постарайтесь объяснить их смысл. (Приложение 3), (7 слайд).

6. Самостоятельная работа

Дальше идет работа в группах. Они должны ответить на вопрос: Какие существуют моральные обязанности?

1 группа: читает 2-й и 3-й абзацы.
2 группа: читает 4-й и 5-й абзацы.
3 группа: читает 6-й и 7-й абзацы.

По ходу обсуждения выстраивается схема. (Приложение 4), (8 слайд).

– Кого мы можем назвать человеком долга? (Выполняет существующие нормы, не по принуждению, а на основе своих убеждений).

7. Закрепление

– Над какой темой урока работали?
– Что такое моральный долг?
– Какие существуют моральные обязанности?
– Составьте синквейн, вспомнив особенности его построения. (Приложение 5).

Пример синквейна (9 и 10 слайды):

Моральный долг
добровольный, осознанный
выполнять, помогать, защищать
чувство долга ко многому обязывает
обязанность

8. Рефлексия

– Отметьте на вашей шкале, как поработали на уроке. (Приложение 6).
– Спасибо за урок. (11 слайд)

Презентация (Приложение 7)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В. Астафьев. Затеси. Авторский сборник. – М.: Эксмо, 2008.
  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
  3. Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988.

Презентация к уроку (4 класс) по теме:
Моральный долг.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока «Моральный долг»

Модуль «Основы светской этики» 4 класс Урок №11 Тип урока: комбинированный

Аннотация Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ и служит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу.

Цель : формирование представления о моральном долге Задачи : воспитывать чувство ответственности, обязательности; учить находить выход из сложных жизненных ситуаций, требующих исполнения морального долга. формировать нравственные нормы поведения;

Оборудование и средства наглядности: ПК Иллюстрации Учебные тетради Учебное пособие

Основные термины и понятия: Моральный долг Моральная обязанность

Компетентности, формируемые у обучающихся: Коммуникативная Социальная

Ход урока Организация деятельности учащихся. Проверка домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся об ответственном поведении человека (из литературы)

III . Словарный диктант. Качество, противоположное злу (добро) Качество, необходимое для выполнения любого поручения (ответственность) Величайшее чувство, доступное человеку (любовь) Отвага, решительность, самопожертвование в критической обстановке (героизм)

Д обро О тветственность Л юбовь Г ероизм

IV .Объявление темы. (запись в тетрадь) Вы узнаете, что такое -моральный долг -моральная обязанность

V .Изучение нового материала. Составление кластера -Долг, как утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом. — С кем, по вашему мнению, нас связывает долг?

Моральный долг Родители, семья Друзья , одноклассники Соседи Ветераны Родина, страна Город , село

2.Работа в парах. Приведите примеры выполнения морального долга. Составьте предложение со словом долг . 3.Обсуждение результатов самостоятельной работы 4.- Обратитесь к словарю, выпишите значение слова долг . — Совпадает ли ваше понимание значения слова с тем, что написано в словаре?

Моральный долг – выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений. Принимая свой долг, человек добровольно принимает на себя свои обязанности по отношению к другим, поэтому моральный долг называют моральной обязанностью

VI . Работа со статьёй. Комментированное чтение. Вопросы по содержанию.

VII .Закрепление изученного. 1.- Продолжите фразы: « Всеобщее осуждение окружающих вызывает. »

2. « Человека в обществе будут уважать за…»

Собери пословицу: Долг не ревёт, а честь смолоду. Сам погибай, а спать не даёт. Береги платье снову, товарища выручай.

VIII .Подготовка учащихся к беседе с членами семьи. Что ты расскажешь членам семьи о моральном долге и моральных обязанностях?

IX . Подведение итога урока. Вспомните всё, о чём говорилось на уроке. Подумайте и сделайте вывод, что такое моральный долг.

X . Домашнее задание. Подбери пословицы на тему урока. Найди иллюстрации по данной теме. Посоветуйся с родителями и составь рассказ о моральном поступке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОРКСЭ на тему «Моральный долг» составлена совместно с моим сыном для выступления на уроке.

Разработка урока по предмету ОРКСЭ. Тема «Моральный долг».

Презентация к уроку «Моральный долг» по новому модулю «Светская этика» для 4 класса. Содержание урока дополнено хужожественными произведениями.

Урок к презентации по теме «Моральный долг» 4 класс.

Моральный долгСоздание условий для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях.

Углубление знаний о добродетели, повторение ранее изученных понятий. Расширение знаний о моральных принципах, применение полученных знаний в жизни. Развитие аналитико-синтетических процессов на пример.

На уроке пользуемся «Письмами о доброте» Д.С. Лихачёва. В основе морального долга, по мнению Дмитрия Сергеевича, забота о ближних! Важно учить детей заботиться друг о друге.

Презентация к уроку (4 класс) по теме:
Урок по светской этике 4 класс «Моральный долг»

Презентация к уроку «Моральный долг» по новому модулю «Светская этика» для 4 класса. Содержание урока дополнено хужожественными произведениями.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по ОРКиСЭ модуль «Светская этика» 4 класс.

Урок к презентации по теме «Моральный долг» 4 класс.

Тема «Наша Родина — Россия» — первая тема, которая рассматривается при изучении курса ОРКСЭ. Очень важно показать ребятам величие нашей страны. Ребята 4-го класса знакомятся с основным богатство.

Самоанализ урока по светской этике «Золотое правило нравственности» (4 класс)Курс «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Светская этика»Задача уроков ОРКСЭ – создание условий для духов.

В матариале предлагается технологическая карта урока основы светской этики по теме: » Семейные ценности».

Мною представлена разработка урока по светской этике в 4 классе. Цель урока: подвести учащихся к осознанию того, что все несут ответственность (даже будучи свободными) за последствия свобод.

Предлагаю к использованию открытый урок с презентацией ( готовился для конкурса).

Презентация у уроку ОРКСЭ «Моральный долг»

  • раскрыть значение понятия «моральный долг»;

расширить знания о моральных принципах, применять полученные знания в жизни;

Развивающие

  • развивать стремление осознавать необходимость исполнения человеком моральных норм;
  • создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности;

Воспитательные

  • воспитывать чувство долга и ответственности, моральных обязанностях во взаимоотношениях с людьми, ценностное отношение к людям.

Просмотр содержимого документа
«Презентация у уроку ОРКСЭ «Моральный долг»»

Подготовил: Гуртовая Инна Петровна 4 класс

Моральный долг- это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.

Моральный долг – выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений. Принимая свой долг, человек добровольно принимает на себя свои обязанности по отношению к другим, поэтому моральный долг называют моральной обязанностью

Исполнять установленные в обществе моральные нормы

Уважать других людей и их права

Бескорыстно помогать другим

Забота о больных и стариках

Д обро О тветственность Л юбовь Г ероизм

Самое главное в моральном долге- это не слепое выполнение существующих в обществе норм и требований, а сознательное и добровольное следование им.

Еще по теме:

  • Статья 93 пункт 5 Статья 93 пункт 5 Список форумов‹Государственные закупки‹Закон 44-ФЗ (Контрактная система)‹Закупки у единственного поставщика Изменить размер шрифта Для печати Вопросы: закупки до 100 тыс. руб. (п.4 ч.1 ст.93) Re: Закупки у […]
  • Курсы для юристов самара Центр делового образования, Учебный центр АДПО — Конто, Самарский филиал Предлагаемый курс обучения юристов для предпринимателей и менеджеров предназначен для слушателей, желающих изучить основы права. В учебный курс Правоведение и […]
  • Заявление прошу предоставить отпуск по уходу за ребенком до 15 лет Заявление на отпуск по уходу за ребенком В отличие от отпуска по беременности и родам, заявление на отпуск по уходу за ребенком представляет собой просьбу предоставить время отдыха уже после появления на свет малыша. Необходимость такого […]
  • Мировой суд онега Дело № 1-128/10 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Онега 08ноября 2010 года Мировойсудья Жирков В.Н. судебного участка №2 Онежского района Архангельской области, сучастием государственного обвинителя - помощника прокурора Онежской […]
  • Защита прав ребенка в рф презентация Презентация на тему: Презентация права ребенка Предварительный просмотр: Подписи к слайдам: Содержание презентации Права ребенка 3 Международные документы о правах ребенка 4 Декларация прав ребенка 5-6 Конвенция о правах ребенка 7-8 […]
  • Адвокат пантелеева аа Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 15.02.2018 N 4-АПУ18-2СП ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 15 февраля 2018 г. N 4-АПУ18-2СП Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в […]