Категории граждан не имеющие права избирать и быть избранными

Категории граждан не имеющие права избирать и быть избранными

Новый Федеральный закон определил три правовых режима пребывания иностранных граждан в нашей стране: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание. Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав в некоторых областях (трудовая деятельность, социальное обеспечение и др.), чем временно проживающие и временно пребывающие.

Согласно ст.5 названного закона срок временного пребыванияиностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной визы. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, как правило, не может превышать 90 суток. В отношении иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключивших трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), срок временного пребывания в Российской Федерации продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на 1 год со дня въезда иностранного гражданина в РФ. Правительство России в праве своим решением установить срок временного пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации в целом сроком до 180 дней, однако, может и запретить пребывание иностранцев на территории субъекта РФ, установив сроки, в границах которых временно пребывающие иностранцы (или отдельная их категория) обязаны будут покинуть обозначенную территорию.

Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года. Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано только отдельным категориям иностранных граждан. В их число входят те, кто родился на территории РСФСР и состоял в гражданстве СССР или родился в России; признанные нетрудоспособными и имеющие дееспособных сына или дочь – граждан России; имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя – гражданина РФ; состоящие в браке с гражданином РФ, имеющие место жительства в РФ; осуществившие инвестии в России; некоторые иные категории граждан.

Отказ иностранному гражданину в выдаче разрешения на временное проживание либо аннулирование разрешения на временное проживание возможны в случаях, если иностранный гражданин: выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ; своими действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность; ранее подвергался административному выдворения за пределы России либо депортации; осужден либо имеет судимость; является больным наркоманией и в др. случаях.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство, дающий право на постоянное проживаниев Российской Федерации. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в России не менее 1 года на основании разрешения на временное проживание. Следует заметить, что вид на жительство выдается иностранному гражданину сроком на 5 лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен еще на 5 лет. Законодатель не ограничивает количество продлений срока действия вида на жительство. Основания отказа в выдаче (либо аннулирования) вида на жительство те же, что и в случае отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

В соответствующем постановлении Правительства Российской Федерации, регламентирующем количество квот на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2008 год, впервые за последние несколько лет, наблюдается увеличение числа квот на временное проживание. В 2008 году органами исполнительной власти РФ может быть выдано 140 790 квот на временное проживание территории России. Для сравнения — в 2007 году — 52 723, 2006 году — 107 425.

Федеральный закон регулирует также порядок оформления приглашений на въезд в Россию, порядок регистрации иностранных граждан, въехавших на территорию РФ, порядок их передвижения в пределах страны, избирательное право, условия участия иностранцев в трудовых отношениях, отношение к военной службе.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение. Согласно Постановлению Правительства РФ от 11 октября 2002 г. к таким территориям относятся:

1. Территории закрытых административно-территориальных образований.

2. Территории с регламентированным посещением для иностранных граждан.

3. Территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение.

4. Территории, на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания.

5. Территории закрытых военных городков.

6. Территории (объекты), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции.

7. Зоны экологического бедствия.

8. Пограничная зона.

9. Объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

10. Объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

11. Другие территории, организации и объекты, для посещения которых российским гражданам требуется специальное разрешение.

Что касается отношения иностранных граждан к государственной или муниципальной службе и другим видам деятельности, то они не имеют права:

находиться на государственной или муниципальной службе;

замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;

быть членами экипажа военного корабля РФ или другого судна, а также летательного аппарата;

быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.

Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. утвержден перечень таких объектов – объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований; структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций; организации, в состав которых входят радационно опасные и ядерно опасные производства.

Иностранные граждане подразделяются по основаниям (мотивам) въезда в РФ на следующие группы: прибывающие на работу, на учебу, члены семьи, беженцы и др.

Временно пребывающий иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Правительством РФ ежегодно утверждается квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности. Квота устанавливается по заявкам субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможности данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Если в 2006 г. разрешалось официально трудиться 329 тысячам иностранцев, в 2007 г. – 308, то в 2008 только 113 тысячам гастарбайтеров.

Использование иностранными гражданами в РФ прав и свобод не должно наносить ущерб интересам безопасности российского общества и государства, нравственности населения, а также правам и законным интересам граждан РФ и российских юридических лиц.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, может быть привлечен к ответственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства, совершившие административные правонарушения на территории РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как административное наказание применяется за совершение 5 видов административных правонарушений (по ч.2 ст.18.1, ч.2 ст. 18.4, ст.18.8, ч.2 ст.18.10, ст.18.11 КоАП РФ).

Категории граждан не имеющие права избирать и быть избранными

Политические права свободы человека и гражданина, чаще всего, тесно связаны с наличием гражданства. Они создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом и государством.

В категорию политических, как правило, включают:

— право обращений или петиций,

— право на объединение,

— свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)

— право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе

— право на участие в отправлении правосудия.

В статье 30 Конституции РФ закреплено право на объединение. Обладателем данного права может быть, как гражданин РФ, так и иностранный гражданин.

Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях», иностранные граждане имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, возникающих в связи с реализацией права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором.

Иностранные граждане могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении. Они могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об общественных объединениях» // Российская газета», № 100, 25.05.1995

Однако в законодательстве существуют нормы, ограничивающие закрепленное в Конституции право каждого на объединение и распространяющиеся на иностранных граждан. Так, вышеназванный закон устанавливает, что иностранный гражданин не может быть учредителем, членом или участником общественного объединения в том случае, если в отношении него принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных организациях», содержащий принцип равенства иностранных граждан с российскими гражданами в обладании правом на свободу совести и вероисповедания, запрещает первым становиться учредителями религиозных организаций. Учредителем может стать только группа людей в количестве не менее десяти человек, обладающих российским гражданством. Статья 9. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // «Российская газета», № 190, 01.10.1997

Федеральный закон «О политических партиях» запрещает иностранным гражданам становиться членами политических партиях, не допускает принятия пожертвований от иностранных граждан и иностранных юридических лиц. ФЗ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О политических партиях» // «Российская газета», № 133, 14.07.2001

Следовательно, данные нормы, сужая сферу действия права на объединение, не соответствуют Конституции Российской Федерации и должны быть изменены.

Вытекающее из права на объединение право на свободу мирных собраний закреплено во Всеобщей декларации прав человека Статья 20. Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», 05.04.1995 и в Международном пакте о гражданских и политических правах Статья 21. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 12, 1994. Закрепленное на международном уровне, данное право не подлежит ограничению за исключением случаев, установленных законом и преследующих цель сохранения общественного порядка, государственной безопасности, охраны населения, защиты прав и свобод других лиц.

Несмотря на участие Российской Федерации в вышеназванных документах, статья 31 Конституции РФ ограничивает право на свободу мирных собраний в отношении иностранных граждан и устанавливает, что лишь граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Некоторые авторы считают данную норму некорректной и требующей внесения изменений в Конституцию РФ. Так К. Экштайн в своей работе «Основные права и свободы. По российской Конституции и Европейской Конвенции» пишет: «Свободой собраний пользуются физические и юридические лица. Как и свобода мнений и другие права свободного общения, свободу собраний следует понимать в качестве права человека, которое принадлежит и иностранцам».

Нельзя не согласиться с вышеназванным автором. Иностранные граждане должны обладать правом на проведение мирных собраний не только потому, что данное право закреплено на международном уровне, но и для защиты своих прав, для проведения шествий, митингов и иных мероприятий, направленных против дискриминационного отношения к иностранным гражданам и апатридам.

Так же лишь российские граждане обладают правом на участие в делах государства, правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, правом на участие в референдуме, правом на доступ к государственной службе и правом на участие в отправлении правосудия. Данные права закреплены в статье 31 Конституции РФ, в статье 21 Всеобщей декларации прав человека, в статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Право граждан на участие в управлении делами государства вытекает из принципа народовластия. Граждане для реализации данного права могут выступать как непосредственно: выборы, референдумы, личное участие в работе органов государственной власти, так и посредством свободно выбранных представителей: лиц, избираемых в органы законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления. Однако для полноценной реализации данного права необходим целый ряд других прав, изложенных в той же статье.

Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право на участие в референдуме закреплено также в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» //»Российская газета», № 106, 15.06.2002 Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан». Часть 2, статья 12. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»//»Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, № 30

Они содержат принцип, согласно которому иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают правом на участие в выборах в органы местного самоуправления и местном референдуме в соответствии с международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.

Международные договоры, наделяющие постоянно проживающих иностранных граждан такими правами, заключены между Российской Федерацией и следующими государствами:

— Республикой Армения. В соответствии с ним граждане Армении однозначно не имеют права избирать и быть избранными в России ни на муниципальном, ни на государственном уровне, однако обладают правом на участие в местном референдуме; ФЗ от 15 июля 2000г. № 100-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» // Российская газета. — 2000. — № 137.

— Туркменистаном. Граждане Туркменистана обладают активным и пассивным избирательным правом на муниципальных выборах без ограничений и имеют право принимать участие в местном референдуме;

— Республикой Казахстан. Граждане Казахстана могут занимать должности руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций, а также отделов, управлений, комитетов и других организаций, входящих в систему местных органов исполнительной власти, но при этом не могут занимать должности глав областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций и их заместителей.

Таким образом, за счет постоянно проживающих на территории России иностранных граждан, расширен круг лиц, на которых распространяется право избирать и быть избранным, а нормы законов, закрепляющие данные права за ними, являются не соответствующими Конституции РФ.

Также необходимо отметить, что апатриды, постоянно проживающие на территории России, не обладают правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме. Данное право является единственным в сфере политических прав, действие которого распространяясь на иностранных граждан, не распространяется на лиц без гражданства.

Право на доступ к государственной службе так же, как и право на участие в отправлении правосудия закреплено в международном и национальном законодательстве только за лицами, обладающими гражданством государства, на территории которого они проживают.

В статье 1 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

— Российской Федерации; федеральных органов государственной власти;

— субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003г №58-ФЗ // «Российская газета», N 104, 31.05.2003 При этом система государственной службы включает в себя:

— государственную гражданскую службу,

Исходя из логики законодателя, иностранный гражданин и лицо без гражданства не вправе поступать ни на один из перечисленных видов службы. Однако в статье 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» иностранные граждане вправе поступить на военную службу РФ по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях. Таким образом, данная норма наделяет иностранных граждан правом на доступ к государственной службе. При этом апатриды данным правом не наделяются.

Отдельно необходимо осветить вопрос отсутствия у иностранных граждан права на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления.

В статье 33 Конституции Российской Федерации таким правом наделяются лишь российские граждане. В противовес данной норме, в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // «Российская газета», № 95, 05.05.2006 содержит указание на то, что сфера действия данного нормативного правового акта распространяется также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан. Указ Президента РФ «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций» в качестве одной из своих задач ставит обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений не только граждан Российской Федерации, но и иностранных граждан и лиц без гражданства. Указ Президента РФ от 17.02.2010 № 201 (ред. от 14.01.2011) «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций» // «Российская газета», № 37, 24.02.2010

Право на обращение является важным и необходимым средством для защиты прав и свобод человека. Тот факт, что в Конституции РФ данное право распространяется на иностранных граждан, является не соответствующим действующим международным принципам и показывает пример несовершенства отечественного законодательства.

Право на отправление правосудия также относится к числу прав, принадлежащих лишь российским гражданам. Как отмечает Ляднова Э.В: «Наряду с отправлением профессионального правосудия, ограниченное привлечение к осуществлению ряда судебных функций граждан, не имеющих юридической квалификации и познаний в области права, является необходимым условием публичности судебной системы, ориентации ее функционирования на сбалансированную реализацию интересов граждан и государства, а в конечном итоге — обеспечения доверия гражданского общества к закону и праву». Ляднова, Э.В. Право граждан на участие в отправлении правосудия: конституционно-правовое содержание и механизм реализации .Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Белгород, 2010. — С.2

Граждане реализуют данное право посредством участия в судебных заседаниях в качестве присяжных и в качестве арбитражных заседателей. Согласно «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Согласно Федеральному закону «»Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» Федеральный закон от 30.05.2001 N 70-ФЗ (ред. от 29.06.2009) «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»// «Российская газета», N 105, 02.06.2001 арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, наделенные в порядке, установленном федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

Исходя из требований, предъявляемых к кандидатам в арбитражные и присяжные заседатели, наделение иностранных граждан и апатридов правом на участие в отправлении правосудия было бы невозможным. Поэтому его отсутствие является вполне обоснованным и не нарушающим принципа равенства российских и иностранных граждан.

Сфера политических прав иностранных граждан является самой узкой, что вполне объяснимо наличием прямой связи с отсутствием гражданства у данной категории лиц. Вместе с тем процессы интернационализации, происходящие на международном уровне, способствуют постепенному распространению действия многих политических прав на лиц, не состоящих в гражданско-правовых связях с государством пребывания.

Например, право на участие иностранных граждан в местных выборах, право поступление на военную службу по контракту и принятие на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации Пункт 2 статьи 15. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»//»Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, № 30, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала является сравнительно новыми для российской правовой действительности и подтверждают принцип, установленный п.4 статьей 15 Конституции о включении норм международного права в российскую правовую систему.

1.5. Принципы участия граждан в выборах

Принципы участия граждан в выборах тесно связаны с избирательными правами граждан и гарантиями их осуществления. В данную группу входят принципы свободного и добровольного участия граждан в выборах, всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, экстерриториальности избирательного права.

Свободное и добровольное участие граждан в выборах

Никто не вправе принуждать избирателей к участию или неучастию в голосовании. Также никто не вправе воспрепятствовать свободному волеизъявлению граждан. На практике встречаются случаи, когда граждане передают друг другу информацию о том, что работодатель под страхом увольнения либо лишения премии обязывал их идти на выборы. Между тем официальные жалобы на подобные действия в избирательные комиссии практически не поступают. КоАП РФ не содержит прямой санкции за нарушение принципов свободных и добровольных выборов, однако устанавливает санкции за нарушение порядка участия СМИ в информационном обеспечении выборов, незаконную выдачу гражданину избирательного бюллетеня, сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов – составы правонарушений, являющиеся примерами нарушений принципов свободных и добровольных выборов. Более того, ст. 141 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению избирательных прав, нарушению тайны голосования.

Пожалуй, основным принципом участия граждан в выборах является принцип всеобщего избирательного права, который предполагает, что гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, – быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Кроме того, гражданин, достигший на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в других предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Следует отметить, что суть принципа всеобщего избирательного права заключается в том, что гражданин имеет право избирать, быть избранным, участвовать в иных избирательных действиях независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип всеобщего избирательного права вытекает из принципа народного суверенитета, закрепленного в ст. 3 Конституции РФ. Основным источником власти в России является ее многонациональный народ, который реализует свою власть именно посредством выборов. Следовательно, всеобщее избирательное право является своеобразной основой реализации принципа народного суверенитета. Более того, в соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане имеют право на управление делами государства. Формирование соответствующих органов власти, безусловно, является составной частью права граждан на управление делами государства.

Категорию «соблюдение принципа всеобщего избирательного права» раскрывает ст. 2 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, подписанной в городе Кишиневе 7 октября 2002 г. и ратифицированной Федеральным законом от 2 июля 2003 г. № 89-ФЗ.

Соблюдение принципа всеобщего избирательного права означает следующее: 1) каждый гражданин по достижении установленного Конституцией или законами возраста имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством; 2) право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства, на выборные должности реализуется вне зависимости от каких бы то ни было ограничений дискриминационного характера по признаку пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству или этнической группе, имущественного положения или иных подобных обстоятельств; 3) каждый гражданин, проживающий или находящийся в период проведения национальных выборов за пределами территории своего государства, обладает равными с иными гражданами своего государства избирательными правами. Дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица оказывают гражданам содействие в реализации их избирательных прав и свобод; 4) каждому гражданину гарантируется право на получение информации о включении его в список избирателей, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, на обжалование в установленном законодательством порядке отказа на включение его в список избирателей.

Нельзя не отметить, что всеобщее избирательное право имеет ряд ограничений (цензов).

Одно из них – наличие гражданства. Согласно ст. 32 Конституции РФ право избирать и быть избранным принадлежит российским гражданам. Однако ч. 3 ст. 62 Конституции РФ регламентирует, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Таким образом, по общему правилу иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах. Именно это положение Конституции РФ позволило законодателю дать разрешение в качестве исключения наделять иностранных граждан избирательными правами. Более того, п. 3.1 ст. 4 Закона о гарантиях избирательных прав содержит общее правило, согласно которому не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. В этом же пункте закреплено исключение: указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ. Далее в п. 10 той же статьи Закон определяет, что иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. Однако данное положение может быть реализовано при наличии двух условий: во-первых, между государством гражданства иностранного гражданина и Российской Федерацией должен быть заключен международный договор; во-вторых, таким правом наделяются исключительно иностранцы, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования.

В настоящее время на муниципальных выборах вправе голосовать граждане Туркменистана, Киргизской Республики и Республики Беларусь при условии, что они имеют вид на жительство и зарегистрированы по месту жительства в пределах избирательного округа.

Следующим немаловажным цензом является возрастной ценз. Он предполагает наличие избирательного права в зависимости от достижения определенного возраста. Возраст активного избирательного права законодатель определяет в 18 лет. Именно с 18 лет гражданин вправе избирать, а также участвовать в иных избирательных действиях, исключая действия, связанные с реализацией пассивного избирательного права. Возрастной ценз в 18 лет, по всей видимости, связан с совершеннолетием гражданина, когда в соответствии с гражданским законодательством он становится полностью дееспособным. Между тем следует иметь в виду, что нормы ст. 27 ГК РФ об эмансипации не распространяются на отношения, регулируемые избирательным правом. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным не предоставляет ему активного избирательного права.

Что касается пассивного избирательного права, то по общему правилу оно наступает у гражданина с 21 года. Между тем в соответствии с Федеральным законом от 9 ноября 2009 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 приложения к Федеральному закону “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” и статью 4 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”» депутатом представительного органа муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет.

Полагаем, что на сегодняшний день для России такое нововведение является несколько поспешным. Представительный орган муниципального образования наделен полномочиями для решения вопросов местного значения – тех вопросов, которые составляют основу жизнедеятельности населения муниципального образования. Вряд ли гражданин, достигший возраста 18 лет, окажется способным решать такие задачи.

В соответствии со ст. 81 Конституции РФ возраст пассивного избирательного права для кандидатов на должность Президента РФ составляет 35 лет, что также является исключением из общего правила.

Следующий ценз касается недееспособности граждан. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными. Изначально указанная норма закреплена в ст. 32 Конституции РФ.

Можно выделить так называемые фактическую недееспособность и юридическую недееспособность. Согласно ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Однако в том случае, если гражданин имеет психическое расстройство и этот факт подтвержден соответствующим медицинским учреждением, но не установлен в судебном порядке, то такой гражданин вправе избирать и быть избранным. В данном случае гражданин является фактически недееспособным, но юридически обладает избирательным правом, и только судебное решение о признании гражданина недееспособным создает юридическую недееспособность и лишает гражданина возможности участвовать в выборах. Думается, что такой порядок является негуманным по отношению к людям, страдающим психическими заболеваниями. Практике известно множество случаев, когда неадекватные люди пытались и пытаются баллотироваться в качестве кандидатов на различные должности, доходя до голосования. Также зачастую избирательные участки создаются в психиатрических больницах. Верным представляется положение, содержавшееся в законодательстве РСФСР, согласно которому не имели право избирать и быть избранными лица, признанные умалишенные в установленном законом порядке [1] .

Говоря о цензе недееспособности, уместно подчеркнуть, что граждане, признанные в судебном порядке ограниченно дееспособными, не лишаются избирательного права. В соответствии со ст. 30 ГК РФ суд ограничивает в дееспособности гражданина, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Примечательно, что он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки он может лишь с согласия попечителя. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. Попечитель получает и расходует заработок, пенсию и иные доходы гражданина, ограниченного судом в дееспособности, в интересах подопечного. Но при этом такой гражданин обладает избирательным правом. Тем не менее, например, среди оснований досрочного прекращения полномочий выборного лица местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в п. 3 ч. 10 ст. 40 выделяет признание его судом ограниченно дееспособным. Следовательно, ограниченно дееспособный гражданин вправе, к примеру, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, но стать депутатом он не сможет, поскольку ограничение в дееспособности не позволит этому гражданину получить депутатский мандат.

Следующим ограничением, которое также изначально закреплено в ст. 32 Конституции РФ, является содержание гражданина в местах лишения свободы. Так, не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Таким образом, Конституция РФ и федеральное законодательство выделяют два условия для лишения гражданина избирательного права. Во-первых, гражданин должен содержаться в местах лишения свободы, а во-вторых, в отношении его должен вступить в силу обвинительный приговор суда. Закон не регламентирует ситуацию, когда приговор уже вступил в силу, но гражданин продолжает содержаться в местах ограничения свободы, например в следственном изоляторе. Мы полагаем, что поскольку в данном случае оба условия одновременно не соблюдены, то гражданина лишить избирательного права нельзя.

Статью 32 Конституции РФ развивает п. 3.2 ст. 4 Закона о гарантиях избирательных прав. Следует отметить, что данные положения Закона ограничивают пассивное избирательное право, предоставленное Конституцией РФ, однако не вступают в противоречие с ней, поскольку согласно ст. 55 Конституции РФ избирательное право входит в число прав, которые могут быть ограничены в исключительных случаях. Так, в дополнение к нормам Конституции РФ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями, а также за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных УК РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

2) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, связанных с пропагандой и публичным демонстрированием нацистской атрибутики или символики, а также массовым распространением экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производством либо хранением в целях массового распространения, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Также лишаются пассивного избирательного права лица, чья предвыборная агитация содержала призывы к совершению деяний, определяемых в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждала к таким деяниям, а также обосновывала или оправдывала экстремизм, либо агитация указанных лиц возбуждала социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижала национальное достоинство, пропагандировала исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо если при проведении агитации осуществлялись пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики (символики) либо атрибутики (символики), сходной с ней до степени смешения. Факт порочности агитации должен быть подтвержден вступившим в силу решением суда.

Между тем согласно ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В связи с изложенным можно утверждать, что указанные положения Федерального закона ограничивают права граждан, закрепленные в ст. 32 Конституции РФ. Но, учитывая, что в первую очередь носителем власти в России является народ, а органы власти и выборные лица олицетворяют народное представительство, полагаем, что ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные избирательным законодательством, абсолютно логичны и своевременны.

Следующий ценз всеобщего избирательного права – ценз оседлости, который подразумевает наличие у гражданина избирательного права в зависимости от его регистрации по месту жительства на определенной территории.

Примечательно, что указанный ценз применяется для активного избирательного права. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Закон о гарантиях избирательных прав закрепляет, что пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ либо органы местного самоуправления. Однако если на государственных выборах гражданину выдается открепительное удостоверение, по которому он может проголосовать вне места своего жительства, то на муниципальных выборах в таких случаях проводится лишь досрочное голосование, и в сам день голосования гражданин не сможет реализовать свое право, если он не смог осуществить его в иные дни. Также федеральным законом либо законом субъекта РФ активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. Более подробно процедура включения гражданина в список избирателей будет проанализирована далее.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории государства, включая требования к продолжительности и сроку проживания такого гражданина на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ. Так, в ст. 81 Конституции РФ закреплено, что Президентом России может быть избран гражданин, постоянно проживающий на территории Российского государства не менее 10 лет. В отношении остальных граждан ограничений пассивного избирательного права по цензу оседлости не предусмотрено, что позволяет гражданину «вступать» во власть, не зная особенностей и проблем соответствующей территории.

Следующий ценз касается ограничения количества сроков занятия должности. Так, федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд. Также уставом муниципального образования могут закрепляться дополнительные условия реализации гражданином России пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд. Например, Устав муниципального образования «город Екатеринбург» в п. 3 ст. 34 содержит положение, согласно которому одно и то же лицо не может занимать должность главы Екатеринбурга более двух сроков подряд. Нормы такого рода направлены на ограничение возможностей злоупотребления властью, но далеко не все законодатели субъектов РФ либо представительные органы муниципальных образований предусматривают их.

Закон содержит еще один ценз, который касается лишения лица права занимать определенные должности. При наличии в отношении гражданина вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные или муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на государственных или муниципальных выборах состоится до истечения указанного срока. По своей сути данная норма абсолютно объективна.

Статья 32 Закона о гарантиях избирательных прав закрепляет ценз невозможности выдвижения кандидатом лица, досрочно прекратившего свои полномочия. Так, гражданин, являющийся Президентом РФ и досрочно прекративший исполнение данных полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на должность Президента РФ на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами. Также гражданин, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта РФ, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

Принцип равного избирательного права можно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации на равных основаниях, независимо от оснований приобретения ими гражданства. Исключением является ограничение в пассивном избирательном праве для кандидатов на должность Президента РФ. Кандидат на указанную должность обязан прожить в России не менее 10 лет, поэтому бывшие иностранные граждане, прожившие в России менее 10 лет, не могут претендовать на данную должность.

Второй аспект указанного принципа предполагает, что все граждане голосуют на равных основаниях, независимо от их пола, расы, национальности, социального происхождения и иных обстоятельств.

Также принцип равного избирательного права предполагает принадлежность равного количества голосов каждому из избирателей на одних и тех же выборах. Именно поэтому на выборах в один и тот же орган власти нельзя образовывать одновременно, например, одно-, двух- и трехмандатные округа. В противном случае избиратели одной и той же территории будут обладать разным количеством голосов.

Принцип прямого избирательного права презюмирует отсутствие в России косвенных выборов. Каждый избиратель отдает свой голос непосредственно. Не допускается голосование по доверенности либо посредством института выборщиков. Хотя следует отметить, что непосредственно Конституция РФ лишь закрепляет в ст. 81, что Президент РФ избирается на основе прямого избирательного права. В отношении иных выборов Конституция РФ не устанавливает принцип прямого избирательного права, и он регламентируется лишь действующим законодательством.

Принцип тайного голосования предполагает, что контроль за волеизъявлением избирателей не допускается. В связи с этим Закон о гарантиях избирательных прав в ст. 63 регламентирует довольно жесткий и строгий порядок изготовления бюллетеней, закрепляет требование, согласно которому нумерация бюллетеней не допускается. Пункт 8 ст. 64 того же Закона устанавливает, что, как правило, бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине либо ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.

Тем не менее все же следует иметь в виду, что тайность голосования – принцип, обязательный к исполнению государством. Для избирателя указанный принцип является правом. Государство в лице соответствующей избирательной комиссии ответственно за обустройство помещения для голосования, установку специально оборудованной кабины, изготовление надлежащего избирательного бюллетеня. Однако непосредственно избиратель, несмотря на положение п. 8 ст. 64 Закона о гарантиях избирательных прав, вправе заполнить бюллетень, не заходя в кабину для голосования. Важно, чтобы в действиях избирателя не было нарушения правил ведения предвыборной агитации.

К сожалению, законодательно не урегулирован вопрос о проведении видео- и фотосъемки процедуры голосования со стороны наблюдателей или представителей СМИ. Однако п. 2.3.5 Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва [2] и п. 2.3.5 Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов Президента Российской Федерации [3] регламентируют, что наблюдатели и иные лица имеют право вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и не препятствуя работе избирательной комиссии. Подобная позиция была выражена и в письме секретаря ЦИК РФ, где было отмечено, что о намерении осуществлять видеосъемку целесообразно ставить в известность председателя избирательной комиссии, которым может быть определено место для съемок. При этом также следует иметь в виду, что съемка не должна препятствовать избирателям в осуществлении их волеизъявления, наблюдателям в ходе осуществления их полномочий [4] .

Полагаем, что поскольку избирательное законодательство не содержит прямого запрета на проведение фото-, видеосъемки иными субъектами избирательного процесса, помимо представителей СМИ, то проведение такой съемки возможно при условии, что она не будет нарушать конфиденциальности и тайны голосования при проведении выборов.

Закон о гарантиях избирательных прав продолжает развивать принцип экстерриториальности российского гражданства, закрепленный в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», который применительно к сфере выборов выступает как принцип экстерриториальности субъективного избирательного права. В частности, гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие такому гражданину в осуществлении им прав, установленных федеральным законодательством, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.

  • [1] См. ч. 3 ст. 18 Закона РСФСР от 3 августа 1979 г. «О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР».
  • [2] Постановление ЦИК РФ от 7 августа 2011 г. № 26/254-6.
  • [3] Постановление ЦИК РФ от 17 августа 2011 г. № 26/255-6.
  • [4] Письмо секретаря ЦИК РФ от 26 декабря 2008 г. № 05-19/6258.

Еще по теме:

  • Как освободить генерального директора ооо Какая уволить генерального директора при ликвидации ООО? И его же назначить ликвидатором Мы планируем ликвидировать ООО. 3 учредителя. 1. Скажите пожалуйста, на основании чего и в какой момент процедуры ликвидации можно (и нужно) уволить […]
  • Вид на временное проживание в россии для граждан украины Как получить РВП гражданину Украины Иностранные граждане с безвизовым въездом в РФ имеют право находиться на территории РФ только 90 дней в течение каждых 180 дней. Это правило действовало и в отношении граждан Украины, но в связи с […]
  • Заявление на комиссию в детский сад Дошкольное образование Запись детей в муниципальные детские сады г.Рязани: https://www.gosuslugi.ru/ Образовательный портал города Рязани - http://edu.obr-rzn.ru/ , раздел "Дошкольное образование" на официальном сайте УОиМП. Краткая […]
  • Статья 180 тк рф часть 2 Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации Информация об изменениях: Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в статью 180 настоящего Кодекса […]
  • Гражданская защита новоуральска ФГБУЗ ЦМСЧ № 31 ФМБА России Диспансеризация Диспансеризация взрослого населения Запись на диспансеризацию Поликлиника №1 Поликлиника №2 Поликлиника №3 Памятка для подготовки Запись к врачу Содержание Вход на […]
  • Программа для временной регистрации Регистрация по месту пребывания Разделы: Что такое "место пребывания"? В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в […]