Какие малые предприятия в россии

Содержание статьи:

О сайте «Aksap»

Цель нашего сайта — доступно, и, по-возможности, объективно рассказать все, что знаем, о компаниях и предприятиях России.

Первоначально, основным источником для Аксап послужили переработанные архивы Росстата и файлы госзакупок.

В настоящее время часть материала сайта пополняется самими пользователями.

Поскольку не все компании на сайте подлежат проверки, мы рекомендуем все же перепроверять информацию, которая размещена на сайте.

Информация вся получена с общедоступных источников данных, а по закону о 152 ФЗ о персональных данных, информация данная не требует разрешения на публикацию в других общедоступных изданиях.

Надеемся, что вы простите нам возможные неточности в информации, если таковые найдутся.

Пишите нам владельцы компаний, если вдруг обнаружили неточность или решили удалить информацию о своей компании по какой-либо причине. Только форму заполняйте полностью, указав ссылку на страничку компании, иначе ваше письмо останется без ответа.

Какие предприятия являются малыми, средними, крупными

Содержание статьи

  • Какие предприятия являются малыми, средними, крупными
  • Как организовать малое предприятие
  • Как определить класс предприятия

Малые предприятия

Основной показатель, который позволяет признать предприятие малым — численность работников за конкретный промежуток времени. Также имеют значение такие критерии, как величина его активов, размер уставного капитала и ежегодный оборот.

В России малое предприятие — это коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия субъектов РФ, благотворительных и других фондов, а также религиозных и общественных организаций не выше 25 процентов. Кроме того, доля, которая принадлежит нескольким юридическим лицам или же одному юр. лицу, также не должна быть больше 25 процентов.

Численность работников за определенный период не должна быть выше норматива, установленного в конкретной области. Если это строительство, промышленность или транспорт — численность работников малого предприятия не может превышать 100 человек. Если это оптовая торговля — не более 50 человек, если бытовое обслуживание или розничная торговля — не более 30 человек, если какая-либо другая деятельность — не более 50 человек.

Средние предприятия

Определения среднего и малого бизнеса во всем мире достаточно близки. То, что их обобщает — это экономические субъекты, которые не превышают конкретного показателя по численности сотрудников, сумме валовых активов и обороту. Средние предприятия также имеют право на упрощенную отчетность. Для того чтобы понять рамки численности работников — ведь именно этот критерий чаще всего является главным — стоит рассмотреть несколько примеров.

Если взять консалтинговое или исследовательское агентство — его можно отнести к среднему предприятию тогда, когда число его сотрудников колеблется от 15 до 50. Если говорить о туристической компании, то к числу средних предприятий ее можно отнести, когда число ее работников будет в пределах от 25 до 75. Средним печатным СМИ будет редакция с числом работников не выше 100. Так же, как и в отношении малых предприятий, средние предприятия рассматриваются со стороны оборотов и доли рынка, которую они занимают.

Крупные предприятия

Крупным называют предприятие, которое производит существенную долю общего товарного объема какой-либо отрасли. Также оно характеризуется по количеству занятых в работе людей, размеру активов и объему продаж. Чтобы отнести предприятие к разряду крупного бизнеса, нужно принимать во внимание территориальную, отраслевую и государственную специфику. К примеру, для области машиностроения основными факторами являются объемы выпускаемой продукции, численность рабочих и стоимость основных средств. Если брать агропромышленный комплекс, можно ориентироваться лишь на поголовье скота или площадь угодий.

Архив метки: «малые предприятия»

Рационализаторские предложения в массы: работники металлургического комбината сами улучшают производство

На Магнитогорском металлургическом комбинате уже давно проводится работа по внедрению предложений работников в производство, причем принимаются как конструктивные, так и рационализаторские предложения, в том числе и по охране труда.
Только сентябрь месяц после введения в действие новой редакции «Инструкции о порядке проведения патентно-лицензионной, изобретательской и рационализаторской детальности» поступило 85 предложений от работников по улучшению условий охраны труда на рабочих местах, сообщают verstov.info. Читать далее →

ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ КАРТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА УКАЗЫВАЕТСЯ СНИЛС ЗАНЯТЫХ НА ДАННОМ РАБОЧЕМ МЕСТЕ РАБОТНИКОВ

Письмо Минтруда России от 25.05.2015 № 15-1/В-1929 «О порядке внесения в карты специальной оценки условий труда СНИЛС работников»

Минтрудом России разъяснено, что СНИЛС указывается в целях учета периода деятельности, включаемого в стаж работы во вредных (опасных) условиях труда конкретного работника, являющегося основанием для досрочного пенсионного обеспечения. Читать далее →

Охрана труда и малый бизнес – вещи не совместимые?

Малый бизнес, без прикрас – это настоящая проблема охраны труда, здесь все настолько запутано, что потребуется немалых трудов, чтобы привести систему в порядок. Вот и недавно прошедшее в Саратове заседание межведомственной комиссии по охране труда прямое тому доказательство.
Во встрече приняли участие заместитель председателя правительства области Михаил Горемыко и профильный министр занятости, труда и миграции Наталья Соклова. На совещании Игорь Молчанов, заместитель главы администрации Саратова по соцсфере поделился неутешительными данными, а именно, что только 20 % организаций всех форм собственности провели работы по аттестации рабочих мест и спецоценке условий труда, этот же процент относится и к организациям, которые работают без нарушений охраны труда. Гордиться нечем. Читать далее →

РОСТРУД ПОДВЕЛ ИТОГИ I ПОЛУГОДИЯ ПО ТРАВМАТИЗМУ

По итогам I полугодия зафиксировано общее снижение смертельного производственного травматизма, за данный период в результате связанных с производством несчастных случаев погибли 765 человек (за 6 месяцев 2014 г. – 860 человек).

Наибольшее число несчастных случаев со смертельным исходом произошло в организациях строительной отрасли – 170 погибших. Тем не менее в сравнении с предыдущим годом наблюдается снижение смертельного травматизма в данном секторе – на 7,6%.

Высокая угроза жизни работников сохраняется в сферах обрабатывающего производства – 142 погибших в текущем году, сельского хозяйства и транспорта – по 78 погибших.

Снижение уровня смертельного производственного травматизма отмечается практически во всех наблюдаемых отраслях, за исключением транспорта. В текущем году на предприятиях этой отрасли погибли 78 работников (за 6 месяцев 2014 г. – 77 работников).

Экспертиза по порядку

Минздрав России разработал порядок экспертизы связи заболевания с профессией. Его проект размещен на сайте regulation.gov.ru для общественного обсуждения, которое заканчивается 3 сентября.

— Проект впервые в истории службы профпатологии России описывает регламент проведения экспертизы связи заболевания с профессией, а также определяет форму заключения по результатам этой экспертизы, — разъяснил «РГБ» главный внештатный специалист-профпатолог Минздрава России профессор Андрей Бушманов. — Он определяет лиц, в отношении которых может быть проведена экспертиза, круг медицинских организаций, имеющих право проводить экспертизу, правила формирования врачебной комиссии по ее проведению. В проекте детально описана процедура проведения экспертизы, в том числе обязательный перечень документов, предоставляемых для экспертизы, порядок действия врачебной комиссии, сроки проведения экспертизы и оформления медицинского заключения. В случае несогласия пациента с заключением у него есть возможность досудебного обжалования решения по результатам экспертизы в Центре профессиональной патологии Минздрава России и в рамках независимой медицинской экспертизы. Читать далее →

А что Вы знаете о системе охраны здоровья работающих граждан?

Статс-секретарь-замминистра Андрей Пудов в интервью «Комсомольской правде» рассказал о системе охраны здоровья работающих граждан.

— Андрей Николаевич, насколько остро у нас стоит проблема потери здоровья на работе — сколько в России пострадавших от профзаболеваний?

— Если посмотреть официальную статистику, то количество случаев профессиональных заболеваний в нашей стране на сегодня небольшое: чуть более 7 тысяч за 2014 год. Однако не стоит обольщаться — речь идет о низкой выявляемости. На самом деле число россиян, теряющих здоровье на работе, гораздо выше.

— Как человеку узнать, что его рабочее место входит в категорию вредных, и что полагается в этом случае?

— На самом деле рабочие места с вредными для здоровья факторами есть практически во всех сферах — от добычи полезных ископаемых до здравоохранения, где опасному воздействию подвергаются, например, рентгенологи. Когда человека принимают на работу, работодатель обязан письменно предупредить, что на данном месте есть вредные факторы и возможны профессиональные заболевания. Это дает право работнику на гарантии и компенсации: бесплатные средства индивидуальной защиты, дополнительные отпуска и другие меры поддержки.

— Также работодатель, у которого на рабочих местах есть вредные для здоровья факторы, обязан не реже чем раз в год организовывать бесплатные медицинские профилактические осмотры для своих сотрудников, — продолжает Андрей Пудов. — Если этого не происходит, работнику нужно сообщить о таком нарушении: через профсоюз или напрямую в Роструд, в том числе можно подать жалобу анонимно. Читать далее →

Как возместить расходы на спецоценку?

Все организации обязаны проводить специальную оценку условий труда и это довольно затратное мероприятие. Между тем, часть средств, потраченных на специальную оценку условий труда можно возместить за счет ФСС РФ. О том, как это сделать и какие потребуется подготовить документы – читайте в статье. Вы узнаете: в каком порядке возмещаются расходы на проведение спецоценки условий труда; как выглядит образец заявления в ФСС России о возмещении расходов; когда фонд может отказать в выделении средств на спецоценку.

Часть средств, потраченных на мероприятия по охране труда, в том числе на проведение спецоценки условий труда, можно возместить за счет взносов на страхование от производственного травматизма (п. 3 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н (далее – Правила № 580н)). У работодателя осталось немного времени для того, чтобы компенсировать расходы на спецоценку в 2015 году – до 1 августа текущего года (п. 4 Правил № 580н).

О методике снижения класса условий труда при применении работниками эффективных средств индивидуальной защиты

Частый вопрос от работодателя, на рабочих местах которого выявлены вредные условия труда: «Работники используют СИЗ. Нельзя ли учесть это при определении класса условий труда?». На этот вопрос до недавнего времени специалисты по аттестации рабочих мест и эксперты по специальной оценке условий труда (СОУТ) отвечали, ссылаясь на нормативные документы, что такая возможность предусмотрена, но методика снижения класса условий труда еще не разработана, поэтому применить данное разрешение на практике невозможно.

И вот, наконец, утверждена приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н долгожданная «Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом» (далее Методика) . Документ вступает в силу с 25 мая 2015 г. Позволит ли эта Методика действительно понижать класс (подкласс) условий труда для работников, занятых во вредных условиях труда?

Для ответа на этот вопрос ознакомимся с содержанием Методики.

«Скидок на кризис не будет»

Как сделать систему специальной оценки условий труда более эффективной и прозрачной, обсудили участники круглого стола Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Размер компенсаций определяется с помощью специальной методики оценки рабочих мест и классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов. По итогам аттестации, которую могут проводить только аккредитованные Минтрудом организации, местам должен быть присвоен один из четырех классов условий труда: оптимальный, допустимый, вредный, опасный. Если вредные и (или) опасные факторы выявлены, работодатель должен перечислять дополнительные страховые взносы в ПФ для формирования досрочной пенсии работников.

Раньше выплаты были привязаны к Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 года). Считалось, что работа на упомянутых в Списке должностях (например, сталевара или шахтера) априори относится к разряду вредных и предусматривает предоставление соответствующих компенсаций, включая дополнительный отпуск, бесплатные медосмотры, профилактическое питание и молоко.

Институт аттестации рабочих мест существует с 1986 года. Но, по мнению специалистов Минтруда, он превратился в профанацию из-за отсутствия санкций и экономических стимулов. Кто-то из работодателей не делал аттестацию, а кто-то делал ее за деньги. Сейчас санкции прописаны даже для инспектора, который подписывает документы об оценке условий труда.

Поводом для поправок в Закон № 426-ФЗ стали итоги мониторинга практики применения законодательства о спецоценке условий труда. По состоянию на 1 марта 2015 года, спецоценка прошла в чуть более чем 18 тыс. организациях (506 тысяч из 46,5 млн рабочих мест) – это всего 0,4% от количества действующих в России хозяйствующих субъектов. Почему так мало?

Во-первых, разгорелась дискуссия о методике проведения спецоценки. За год поступило более двух тысяч предложений об ее изменении. Во-вторых, у предпринимателей есть надежда отсрочить спецоценку из-за кризиса. Например, тюменские законодатели предложили отложить действие 426-ФЗ для малого и среднего бизнеса до 2017 года. Но профильный комитет Госдумы посчитал, что будут нарушены права добросовестных работодателей, которые могут снизить тарифы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

«Скидок на кризис не будет, – предупредил начальник отдела надзора за соблюдением гостребований охраны труда Роструда Алексей ЛЕБЕДЕВ. – В период экономических сложностей нужно усиливать контроль за предприятиями. В противном случае бизнес может попытаться сэкономить на безопасности ценой человеческих жизней, в частности, используя более дешевые средства индивидуальной защиты (СИЗ)». В-третьих, закон активно критикуют профсоюзы: половина работников лишатся компенсаций за работу во вредных условиях труда – дополнительного отпуска, доплат и льготных пенсий. Их главный аргумент – бизнес заинтересован в понижении подклассов вредности, чтобы сократить издержки на персонал, при этом условия труда принципиально не меняются.

Как сделать новую систему более эффективной и прозрачной, обсудили участники круглого стола Комитета ГД по труду, соцполитике и делам ветеранов, который прошел на базе Уралэлектромеди (УГМК) в Верхней Пышме Свердловской области.

КАЖДОМУ ПО ВРЕДНОСТИ

Декларация по спецоценке условий труда

Декларацию по спецоценке условий труда компании должны представить в трудовую инспекцию после того, как проведут процедуру специальной оценки условий труда. Из статьи вы узнаете о том, по какой форме сдавать декларацию по спецоценке условий труда, кто сдает декларацию по спецоценке условий труда, на что обратить внимание при заполнении декларации по спецоценке условий труда.

Форма декларации по спецоценке условий труда утверждена приказом Минтруда России от 07.02.14 № 80н. В нем есть и порядок заполнения документа. Чтобы вам было проще, мы представляем готовый образец декларации по спецоценке условий труда (см. ниже) с учетом последних требований трудинспекций и рекомендаций Минтруда России (письмо от 23.06.14 № 15–1/В-724). В отчете надо показать те рабочие места, которые по итогам проведенной оценки признаны безопасными. Декларацию оформляют все организации и предприниматели, которые провели специальную оценку условий труда и при этом не выявили вредных и (или) опасных факторов хотя бы на одном рабочем месте.

Как заполнить декларацию по специальной оценке условий труда Читать далее →

Характерные ошибки экспертов по специальной оценке условий труда

Специалисты по спецоценке несут большую ответственность при определении реальных условий труда. Однако сложные и многоступенчатые механизмы отбора квалифицированных специалистов и квалификационные требования к потенциальным экспертам не могут оградить добросовестного работодателя от потенциальных ошибок в процессе проведения спецоценки. Чтобы исключить совершение ошибок, необходимо знать их причины.

Причины возникновения ошибок экспертов при спецоценке

Основными причинами, по которым добросовестные работодатели лишаются необходимого и достоверного результата, как правило, являются:

  • изменчивость действующего законодательства в области специальной оценки условий труда;
  • наличие противоречащих друг другу нормативно-правовых актов в области санитарных норм и требований;
  • человеческий фактор, то есть привычка выполнять работу в рамках ранее освоенных алгоритмов оценки условий труда.

Рассмотрим каждое из выделенных направлений. Читать далее →

В каких случаях специалисту по охране труда положены СИЗ?

Работодатели все чаще отказываются выдавать СИЗ специалистам по охране труда, ссылаясь на то, что они не участвуют в производственной деятельности. Но на самом деле такие сотрудники большую часть времени проводят как раз на производстве – в цехах, на строительных площадках и т. д. Иначе они не могут контролировать соблюдение требований охраны труда. Разберемся, как доказать работодателю, что эти специалисты нуждаются в СИЗ.

Когда специалисту по охране труда положены СИЗ

Путаница с выдачей СИЗ началась с принятия приказа Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда”». Должность «инженер по охране труда» стала называться «специалист по охране труда». Однако в некоторых типовых отраслевых нормах выдачи СИЗ до сих пор фигурирует только профессия «инженер по охране труда». Как быть со специалистами?

Если в типовых нормах выдачи СИЗ нет каких-либо профессий и должностей, то работодатель выдает СИЗ:

  • по типовым нормам для работников сквозных профессий всех отраслей экономики;
  • согласно типовым нормам для работников, профессии которых характерны для выполняемой работы.

«Специальная оценка условий труда – наш абсолютный приоритет»

Об этом заявил первый заместитель Министра труда и социальной защиты Сергей Вельмяйкин на конференции «Обеспечение безопасных условий труда на производстве как фактор экономического развития России» в рамках Первой Всероссийской недели охраны труда.

«Специальная оценка условий труда для нас очень важный проект. Он позволяет нам совершенно по-другому распоряжаться теми скромными ресурсами, которые выделяет с одной стороны бизнес, с другой – государство, для обеспечения безопасных условий труда, для того, чтобы не подвергать риску жизнь и здоровье человека, а если подвергать, то – минимально», – сообщил замминистра.

Он напомнил, что в Минтруде России существует постоянная рабочая группа, которая занимается мониторингом специальной оценки условий труда, в том числе с точки зрения совершенствования этого института и внесения поправок в законодательство об охране труда.

Регулирование трудовых отношений с экспертами в сфере проведения специальной оценки условий труда

Положения cтатьи 351.3 «Некоторые особенности регулирования труда работников в сфере проведения специальной оценки условий труда» Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) устанавливают особенности регулирования трудовых отношений с экспертами в сфере проведения специальной оценки условий труда, под которыми понимаются работники, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

Порядок аттестации и особенности регулирования труда указанной категории работников устанавливаются законодательством о специальной оценке условий труда.

Комментарий к статье 351.3 трудового кодекса РФ

Комментируемая статья включена в ТК РФ в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который в числе прочего определяет основы правового статуса экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Такие лица могут как состоять в трудовых отношениях с указанными организациями, так и привлекаться ими для проведения специальной оценки условий труда на основе гражданско-правовых договоров. Читать далее →

Спецоценка сработала

Специальная оценка условий труда дала первые результаты. Смертность на производстве сократилась на 20%. Об этом сообщил первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ Сергей Вельмяйкин.

В 2014 году от несчастных случаев на производстве погибли 2223 работника, в 2013-м их было существенно больше — 2757 человек. «Почему это произошло? Потому, что больше внимания стали уделять этой теме в связи с введением в действие закона о спецоценке условий труда, — отметил замминистра. — Работодатели стали считать, что дешевле: заплатить государству и работнику либо вложиться в улучшение условий труда».

Малые предприятия в 2018 году — какие компании попадают в эту категорию

Смотрите также:

В 2018 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. До 1 августа 2016 года для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».

В расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету. Разберемся, какие организации и ИП в 2018 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии определения малого предприятия 2018

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Доля участия других лиц в капитале

Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.

Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.

Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2018 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к списку малых и средних предприятий можно получить на сайте ФНС. Проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, можно уже сейчас. Достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска. В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства. Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений. Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2018 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2018-м пользуются определенными льготами.

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Ведут в 2018-м упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций. Важно! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.
  • Получают в 2018-м субсидии от региональных властей — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства в 2018-м имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

Проверки малых предприятий 2018

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» предоставлены надзорные каникулы. В это время практически никакие проверки не грозят вашему бизнесу. К вам не придут санэпидемнадзор и пожарная инспекция. У вас не проверят лицензию на деятельность. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ от 13.07.2015. Но это касается только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Налоговые каникулы в регионах

Еще одним бонусом для ИП, попадающих под критерии такого бизнеса, в 2018-м является возможность получить двухлетние налоговые каникулы. Такое право имеют предприниматели, которые регистрируются впервые, занимаются производственной, научной или социальной деятельностью либо оказывают услуги населению. Но для этого власти региона должны принять соответствующий закон.

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

Малые предприятия в России

Среди многообразных функций рыночной инфраструктуры все большее значение приобретают:

• организационное оформление деловых отношений;

• облегчение реализации интересов участников деловых отношений;

• специализация различных субъектов экономики, повышение эффективности и оперативности их работы на основе дифференциации заполняемых ими рыночных ниш;

• упрощение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

В рыночной инфраструктуре выделяют организации двух типов – формирующиеся самостоятельно в ходе развития рыночной экономики и формируемые государством или при его участии. К организациям первого типа относятся различные биржи (товарно-сырьевые, ценных бумаг), посреднические организации, коммерческие банки, консалтинговые учреждения и другие, оказывающие различные услуги как в сфере производства, так и в снабжении — сбыте, привлечении кредитных ресурсов и т. д. Формирование рыночной инфраструктуры требует от государства в основном законодательного регламентирования процессов их создания и функционирования. К организациям второго типа относятся инвестиционные и инновационные фонды с государственным или смешанным капиталом, органы государственной контрактной системы, а также органы, регулирующие товаропотоки и формирование хозяйственных связей.

В условиях становления рыночных отношений процесс регулирования товаропотоков и формирования хозяйственных связей должен быть ориентирован в первую очередь на целевую финансовую и кредитную поддержку приоритетных потребителей с целью сохранения их покупательной способности на рынке ресурсов и товаров, установления прямых связей с поставщиками. Вместе с тем должно быть существенно активизировано регулирующее воздействие государства через систему прямых государственных закупок по контрактам.

Применительно к тем или иным элементам рыночной инфраструктуры используются разные формы государственной поддержки. В одних случаях это может быть прямое субсидирование, в других – жесткий контроль и регулирование, в третьих – исполнение определенных функций и т. п. В частности, обязанность государственных органов состоит в предоставлении всем функционирующим и потенциальным предприятиям исчерпывающей и достоверной информации о действующем законодательстве, о его уточнениях и изменениях, о возможных партнерах, биржевых сводках, котировках акций и т. п. по минимально возможным расценкам.

Любой начинающий предприниматель после регистрации своего предприятия должен иметь возможность открыть счет в банке, получить кредит (для приобретения оборудования, сырья и материалов), получить информацию о потенциальных партнерах и рынках сбыта, повысить свою квалификацию, обучить рабочих новым профессиям, организовать реализацию изделий предприятия в стране и за рубежом. В настоящее время, решая эти проблемы, предприниматель постоянно наталкивается на препятствия. Преодолеть эти препятствия возможно только при четко организованной государственной поддержке.

В современных условиях принципиальное значение для развития предпринимательства приобретает использование новейших информационных технологий внутри предприятия и для обеспечения его внешних связей. В сочетании с применением электронно-вычислительных машин, способных оперативно обрабатывать множество данных, и технологией спутниковой связи, позволяющей общаться через громадные расстояния, создается возможность глобальной передачи данных, необходимых для развития современной предпринимательской деятельности.

В федеральных программах предусматривается выделение следующих основных направлений и конкретных мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемых на общегосударственном уровне:

• формирование нормативно-правовой базы;

• совершенствование системы финансовой поддержки;

• создание системы информационного обеспечения;

• содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;

• подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

• производственно-технологическая поддержка. Малые предприятия в сфере своей деятельности поддерживают связи со множеством организаций. Можно выделить такие их деловые связи, как: 1) хозяйственные (кооперативные) связи с поставщиками ресурсов, потребителями продукции и услуг; 2) связи, основанные на отношениях взаимопомощи и сотрудничества, поддержки предпринимательской деятельности; 3) связи, основанные на специфическом переплетении собственности и контроля. Широко практикуется создание объединений малых предприятий в форме ассоциаций и союзов. Среди них функционируют территориальные и отраслевые ассоциации, объединения для достижения определенной конкретной цели.

Многосторонняя кооперация специализированных малых предприятий, имеющих различный хозяйственно-правовой статус, стала важной тенденцией современного производства. Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы – субподряд в промышленности, франчайзинг в торговле и услугах, развитие отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосервис, предприятия быстрого питания и т. д.), совместный выход на внешние рынки, венчурный бизнес и т. п.

Благодаря возможностям кооперации малые предприятия пользуются рыночными преимуществами на основе детального знания потребительских предпочтений и близости к рынкам. Это характерно прежде всего для предприятий, обслуживающих те сегменты рынка, которые из-за малой емкости не слишком интересуют крупные предприятия. К ним относится большая часть производства потребительских товаров, в том числе новейших. Номенклатура продукции здесь отличается нестабильностью, технология производства /постоянно меняется, что создает для малых предприятий многочисленные рыночные ниши. Малые предприятия чутко реагируют на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса.

Стимулирование конкуренции предпринимательских организаций со стороны государства включает в себя четыре главных направления:

• антимонопольное законодательство, предусматривающее жесткий контроль за предприятиями, которые занимают или могут занять доминирующее положение на рынке;

• введение норм, устанавливающих определенные рамки (правила) для деловой активности;

• определенное регламентирование порядка выхода на рынок самостоятельных предпринимателей;

• последовательная либерализация внешнеэкономических связей.

Развитие сети малых предприятий и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих элементов готовой продукции. Это позволяет развивать подетальную и технологическую специализацию, а также обеспечивать организацию производства на современной основе. Кооперация между крупными и малыми предприятиями осуществляется также в области распределения продукции и ремонта сложных изделий.

Для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малого предпринимательства можно использовать систему контрактных отношений крупных и малых предприятий – фрайчайзинг, получающую широкое распространение особенно, в торговле и сфере услуг, и дающую значительный экономический эффект. Ее суть состоит в том, что крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т. п. Подобная система сотрудничества оказывается выгодной обеим сторонам.

Малое предпринимательство обладает заметно большей способностью к нововведениям, чем крупные корпорации. Свобода поиска и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов, готовность к риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предложений – таков не полный перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших компаний. Из-за ограниченности финансовых средств малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке технических проектов.

Характерной чертой развития мирового хозяйства является формирование с широким участием малых предприятий территориальных научно-технических и научно-промышленных комплексов, получивших известность как технопарки, технополисы, инкубаторы бизнеса, инновационные центры. Технопарковые структуры оказывают существенное воздействие на развитие экономики по ряду направлений:

• ускоряется появление новых научно-технических предпринимательских структур;

• деятельность по развитию инноваций полнее ориентируется на потребности;

• происходит увеличение занятости и на этой основе улучшение социального положения населения.

В развитых странах разработаны специальные программы поддержки венчурных предприятий. В рамках этих программ определяются направления, размеры и источники финансирования. Программа помощи малому исследовательскому бизнесу укрепляет систему государственного финансирования научно-технического прогресса, позволяет существенно расширить поле деятельности малых фирм, использующих эти средства, способствует оживлению финансирования на стадии коммерческого освоения продукции, значительно уменьшает инвестиционный риск вкладчиков.

Весьма распространенной формой венчурного финансирования стали фонды крупных корпораций (корпоративные финансовые венчуры). Венчурное финансирование осуществляется крупными корпорациями тремя способами:

• путем непосредственного финансирования создания малых фирм, разрабатывающих новые продукты (массовое же производство нового продукта налаживается самой корпорацией, а внедренческие фирмы такого типа называют «парниковым хозяйством» монополий);

• через создание полностью принадлежащих им филиалов – мелких фирм венчурного капитала (в форме инвестиционной венчурной фирмы создается фонд, предоставляющий ссуды на разработку и освоение изобретений, сделанных вне материнских компаний, причем зачастую такие филиальные фонды или инвестиционные фирмы формируются несколькими корпорациями);

• посредством паевого участия корпораций в фирмах венчурного капитала.

Наиболее актуальными направлениями формирования рыночной системы взаимосвязей крупного и малого предпринимательства являются:

• включение торгово-посреднических малых предприятий в общие снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы соответствующих подразделений крупных предприятий;

• налаживание производственной кооперации между малыми и крупными предприятиями, включение малых предприятий в производственные цепочки крупных;

• участие малых предприятий в реструктуризации крупных предприятий, использование малыми предприятиями неиспользуемых производственных площадей и оборудования крупных промышленных предприятий;

• совместная работа, сотрудничество малых и крупных предприятий в сфере научных исследований, технических разработок и инноваций.

Дальнейшее расширение производственно-технической поддержки малых предприятий должно быть согласовано с государственными программами и проходить по следующим линиям:

• оснащение малых предприятий современным оборудованием и технологиями;

• создание системы лизинга машин, оборудования и производственных помещений;

• организация передачи предприятиям новых технологий, ноу-хау;

• содействие малым предприятиям в сертификации продукции для выхода на международные рынки;

• развитие института технического консультирования в системе мер поддержки малых предприятий;

• обучение основам управления производственными процессами в системе подготовки кадров для предпринимательской деятельности.

Важное значение в обеспечении рациональной организации и эффективной деятельности малых предприятий имеет воспитание деловой культуры. Это касается безусловного соблюдения норм законодательства и налаживания цивилизованных отношений с партнерами, с органами государственной власти. Успех дела во многом здесь зависит от освоения этики деловых отношений, использования в интересах малого предпринимательства информационных, образовательных и консультационных услуг. Благоприятный социальный климат вокруг малого предпринимательства и мониторинг деловой активности становятся существенными условиями дальнейшего развития наиболее динамичных, адаптивных и гибких форм организации предприятий.

Еще по теме:

  • Трудовой кодекс обработка персональных данных Статья 86 ТК РФ. Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты Текст статьи. Комментарии к статье Обработка ПД сотрудников с разрешения и без Содержащееся в ст 86 ТК РФ положение о персональных данных […]
  • Уголовный кодекс 130 статья наказание Статья 130 УК РФ «Оскорбление личности» Какая статья за оскорбление личности? Что грозит за совершение такого правонарушения/преступления? Какие изменения были в 2018 году в законодательстве? Какое максимальное наказание за оскорбление […]
  • Заявка на займ под залог недвижимости Заявка на займ под залог недвижимости Потребительский кредит Ипотека Кредитные карты Дебетовые карты Автокредит Кредит для бизнеса Кредит под залог Микрозаймы Открытие счета для юридических лиц (Расчетно-кассовое […]
  • Закон рф 152 от 27072006 о персональных данных Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ О персональных данных Изменения и поправки Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года Глава 1. Общие положения Статья 1. Сфера действия […]
  • Задняя левая дверь ваз 2114 Дверь ВАЗ 2114,15 задняя левая АвтоВАЗ К заказу доступны обе цены РРЦ (рекомендованная розничная цена) или указанная ниже. Характеристики Дверь ВАЗ 2114,15 задняя левая АвтоВАЗ Ваш отзыв будет опубликован после проверки […]
  • Ровно воинская часть В Ровно горит воинская часть В Ровно спасатели ликвидируют пожар, который возник сегодня, 8 июня, на территории воинской части на улице Соборной. Как сообщил руководитель пресс-службы главного управления ГСЧС Украины в Ровенской области […]