Федеральный закон об опеке и попечительстве в рф

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ
«Об опеке и попечительстве»

С изменениями и дополнениями от:

18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 4 ноября, 22 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 29 июля, 31 декабря 2017 г., 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

24 апреля 2008 года

Закон определяет полномочия органов опеки и попечительства, закрепляет правовой статус опекунов и попечителей, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства.

Новеллами закона являются: введение упрощенного порядка назначения опеки в случае необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека); введение временной опеки (например, на срок командировки родителей); возможность назначения опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности; возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями). Предусматривается возможность установления опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства), заключаемому органом опеки и попечительства с опекуном (попечителем). Таким договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения.

Подробно урегулированы вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Установлена ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 апреля 2008 г. N 94, в «Парламентской газете» от 7 мая 2008 г. N 31-32, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 17 ст. 1755

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть 5 статьи 6, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Опека и попечительство согласно Федеральному закону: основные положения

24 апреля 2008 г. принят Федеральный закон №48 об опеке и попечительстве. Согласно ему регулируются правовое взаимодействие опекаемых и их покровителей. В ФЗ, учитывая редакцию на 28 ноября 2015 г., четко указано, какие граждане могут претендовать на опекунский уход, каким образом он организуется.

А также прописаны функции государственных попечительских организаций. Вся информация разделена на 32 статьи и удобно структурирована.

Общие положения ФЗ

Первая глава ФЗ РФ№ 48 об опеке и попечительстве не только дает основные понятия, но и регулирует сферу применения закона, поясняет особенности поддержки опекунского ухода государством.

Обращаться к ФЗ РФ №48 необходимо при оформлении, протекании, окончании опекунского или попечительского уходаза людьми, требующих опеки.

Все требования закона, применяемые к опекающим, относятся также к учреждениям, в которых содержатся, проживают люди, нуждающиеся в опекунском уходе.

  1. Опека назначается для детей до 14 лет, а также для недееспособных людей (по решению судьи). Опекуны выступают законными представителями опекаемых и защищают юридические права подопечных.
  2. Попечительство назначается детям от 14 лет до 18 или человеку, признанному судом ограниченно дееспособным. Попечитель поддерживает подопечного, контролирует выполнение им действий(например, заключение сделок).

Человека, нуждающегося в опекунском, попечительском уходе, называют подопечным. Недееспособный или ограниченно дееспособный – это гражданин, утративший способность контролировать свои поступки и действия. Меру дееспособности определяет суд.

При оформлении опеки возникают отношения между патрономи опекаемым. Регулировать их необходимо, руководствуясь Гражданским кодексом РФ, а также ФЗ №48. Процесс протекания опеки/попечительства контролирует Семейный кодекс РФ. При прекращении ухода следует руководствоваться статьями данного Федерального Закона.

По необходимости учитываются особенности международного договора, если опекунские правоотношения устанавливаются над иностранным гражданином.

В ответственность государственных органов входит:

  1. Обеспечение опекой тех людей,которым это необходимо.
  2. Правозащитные действия дляопекаемых.
  3. Гарантия достойногоуровняпроживания патронируемых.
  4. Контроль выполнения обязанностей опекающих.
  5. Осуществление поддержки граждан и организаций, отвечающих за опеку.

При осуществлении ухода учитываются принципы:

  1. Не зависящий от чужого волеизъявления выбор опекуна. Имеется возможность отказаться от предложенных опекунских обязанностей.
  2. Государство контролирует охрану прав обеих сторон: патронируемого и опекающего.
  3. Обеспечивается охрана прав на имущество.

к оглавлению ↑

Функции попечительских органов

Согласно Законодательству РФ, надзор за подопечными контролируют государственные попечительские организации.Регламент организации обязательно имеет статус – органов опеки и попечительства, руководствуется правовыми нормативами при работе.

Попечительские органы помогают подопечным получить образование, помощь медиков, другие услуги, взаимодействуя с органами местной исполнительной власти.

Чтобы подобрать граждан для ухода и подготовить опекунов, представители опекунских организаций вправе потребовать помощь у местных органов самоуправления. Возможно взаимодействие с медицинскими организациями, общественными учреждениями.

Школы, детские сады, соцприюты, медучреждения могут использовать полномочия попечительских органов для обнаружения детей, взрослых, нуждающихся в опекунском уходе. Эти же организации имеют правонайти опекунов, провести их обучение, подготовку.

Работа попечительских органов, составление методических пособий контролируется федеральными органами РФ (исполнительной властью).

Согласно ФЗ №48 органы опеки и попечительства выполняют:

  1. Правозащитные действия для опекаемых или тех людей, которым необходим попечительский уход.
  2. Наблюдение за выполнениемуходагражданами и учреждениями, имеющими опекунские функции. В том числе за соцприютами, интернатами для проживания опекаемых.
  3. Контроль целостности принадлежащего патронируемым имущества. Надзор над правильным использованием собственности подопечных патронами.

Полномочные права представителей попечительских органов:

  1. Обнаружение людей, требующих опекунского или попечительского ухода.
  2. Обращение к судебным органам для признания человека недееспособным, частично дееспособным, совершеннодееспособным.
  3. Оформление опекунского, попечительского ухода.
  4. Контроль над выполнением обязательств опекунами, попечителями, опекающими учреждениями.
  5. Освобождение патронов от выполнения обязанностей.
  6. Предоставление разрешений на заключение сделок между опекающим и подопечным.
  7. Оформление договоров на доверительное руководство имуществом, согласно ГК РФ.
  8. Если опекуны ненадлежащим образом выполняют уход, органы опеки защищают права опекаемых в суде.
  9. Предоставление согласия отдельное проживание подопечного, не достигшего совершеннолетия, от своего попечителя.
  10. Подготовка опекунов и попечителей к выполнению опекунских функций, регистрация их,подсчет.
  11. Контроль над обереганием попечителями и опекунамиправ подопечных, получением опекаемыми достойного образа жизни.
  12. Поддержка и помощь человеку, исполняющему обязанности опекуна или попечителя.

Если возникают споры в осуществлении опеки, граждане вправе обратиться в суд с исковым заявлением для разрешения противоречий.

Как только государственный попечительский орган установил опеку, на него возлагаются попечительские обязанности. Когда опекаемый меняет место проживания, его дело направляется в орган опеки и попечительства по новому месту проживания.

Срок для отправки – три дня с того момента, как патрон сообщил о смене места жительства подопечного. Сразу после получения документов, опекающие органы получают полномочия по опеке.

Опекуны и попечители: их права, особенности назначения

ФЗ №48 регулирует деятельность опекунов и попечителей.Основные требования к опекающим прописаны вГражданском, Семейном кодексах РФ. В компетенции представителей государственных попечительских органов – осуществление запросов в полицию, медицинские учреждения и другие организации для установления особенностей личности потенциального попечителя.

От потенциального патрона можно требовать подготовки лишь тех справок, которые он может взять в соответствии с Законом РФ. Вся документация для оформления опеки должна представляться бесплатно.

В первую очередь на роль опекуна или попечителя рассматривают близких родственников: мать, отца, бабушку, дедушку, брата, сестру, родных дядю или тетю. При появлении разногласий между опекаемыми одного попечителя, опекунские органы должны предоставить каждому гражданину, нуждающемуся в уходе, временного попечителя до разрешения споров.

За подопечным может ухаживать только один человек. Один гражданин осуществляет уход только за одним человеком, исключением являются ситуации, когда под опеку отдаются братья или сестры.

Больше опекающих может быть оформлено при исключительных случаях государственными попечительскими органами. При этом все они должны будут защищать правапатронируемого в равной мере. Ответственностьзаоказание медицинской помощи, предоставление образования, воспитания должна распределяться между опекающими равномерно.

При назначении опекунов нужно руководствоваться Семейным и Гражданским кодексом РФ. Чтобы найти опекуна, у органов опеки есть месяц. Оформиться может человек, подавший заявление письменно или согласившийся с назначением на должность.

Если человека для ухода не находят за месяц, функции опекающего выполняет попечительский орган, территориально расположенный в месте проживания гражданин, нуждающегося в опекунском уходе.

При определении опекаемого в специальные учреждения на обучение, лечение, получение социальной помощи, опекун не прекращает выполнение своих обязанностей. Опекаемого человека иногда помещают на проживание в специализированное учреждение, при этом функции опекуна, попечителя возлагаются на представителей этой организации.

Отношения между опекающим и патронируемым оформляется в виде акта государственных опекунских органов. В нем указывается период времени, за которое будут исполняться обязанности опекуна.

Данный документ может быть оспорен в судебном порядке родственниками гражданина, нуждающегося в опекунском уходе. В соответствии с Федеральным Законом, если попечительские органы не назначили вовремя опекуна или попечителя и этим нанесли вред гражданину, возмещается.

Практикуется назначение временного опекающего, если это вынуждают сделать обстоятельства. Как постоянно, так и временно для опеки оформляется совершеннолетний опекун, дееспособный. Потенциальный патрон должен представить удостоверение личности и позволить обследовать личное жилье, чтобы установить, может ли в нем проживать опекаемый. Собирать остальные справки не нужно.

Опекуны и попечители, исполняющие обязанности временно, имеют те же права и обязанности, что и постоянные. Исключение составляют сделки с имуществом подопечного. Временно оформить под опеку можно на два месяца.

Как назначается опекун или попечитель?

Назначить опекуна могут по просьбе матери и отца, если для этого есть весомые причины. В заявлении родители указывают потенциального опекающего и отрезок времени, необходимый для опеки. Мать или отец может назначить опекуна на случай собственной смерти, если нет второго родителя. Заявление заверяется подписью и удостоверяется третьим лицом: представителем попечительских органов, начальником, главным врачом и т.п. Возможно неоднократное изменение заявления.

Выбрать попечителя может несовершеннолетний гражданин, нуждающийся в нем, написав заявление и точно указав человека.Если назначение опекуна противоречит законодательству РФ или данному ФЗ, от его назначения можно отказаться.

Согласно ФЗ №48, возможно оформление опекунского ухода при помощи договорас потенциальным опекающим.Опекунские органы не могут уклоняться от оформления договора без уважительных причин. Как только бумаги подписаны, опекун может приступать к выполнению своих обязанностей.

Федеральный Закон об опеке и попечительстве защищает права опекающих. Семейный кодекс РФ регулирует вопросы воспитания, образования несовершеннолетних. Опекун – законный представитель патронируемого, защищает все его интересы. Попечитель – содействует защите прав малолетнего опекаемого, контролирует совершаемые сделки.

При оформлении опеки в документах можно прописать особые требования по осуществлению обязанностей опекающего, которые запретят определенные действия. Если опекун или попечитель вынуждены изменить место проживания опекаемого, они обязаны известить государственные попечительские органы.

Осуществлять опеку и попечительство по Закону РФ нужно бесплатно. Оплачивать работу опекуна или попечителя могут в исключительных случаях. Опекающий может рассчитывать на возмещение затрат из доходов опекаемого. Вознаградить опекуна могут из средств подопечного, бюджетных средств РФ.

Если патрон заинтересован в безвозмездном пользовании имуществом опекаемого, он вправе попросить об этом вместо награждения заисполнение обязанностей. Особенности использования имущества прописываются в договоре.

Защита имущественныхправ опекаемых

Претендовать на имущество опекуновграждане, получающие опекунский уход, не могут. Как и опекающие – рассчитывать на то, что алиментные выплаты, пенсии, пособия подопечных перейдут к ним в собственность.

Обе стороны могут владеть общим имуществом. С согласия опекающих подопечные пользуются имуществом опекунов. В своих целях использовать имущество подопечных патроны не могут, если на это нет разрешения.

Человек, выполняющий опеку, принимает на хранение имущество подопечных (исключение – частично недееспособные), от других граждан, составляя опись.

Два экземпляра списка составляют попечительские государственные органы на глазах заинтересованных лиц и представителей власти. Документ должен быть подписан всеми присутствующими, один акт описи остается опекуну, второй – хранится в документах опекаемого.

Если по отношению к собственности патронируемого заключен договор доверительного регулирования пользованием, передавать его опекуну или попечителю не нужно. Опекающийможет требовать возврата имущества опекаемого, если им пользуются третьи лица незаконно.В обязанности опекуна входит забота об имуществе подопечного.

Как нужно распоряжаться имуществом опекаемых?

Опекающие могут распоряжаться имуществом подопечных по разрешению органов опеки. Оформить кредит на средства подопечного опекун может только в организации, наполовину принадлежащей РФ. Оформлять кредит от имени подопечного опекун не имеет права, если при этом не покупается жилье опекаемому.

Передать в заем имущество патронируемого можно только под залог ипотеки. Передать имущество опекающий может на срок не превышающий пять лет.

При появлении особых ситуаций, требующих совершения подобной сделки, опекун должен получить на нее разрешение местных государственных опекунских органов. Недвижимость подопечных не отчуждается. Исключительные случаи:

  1. Принудительное взыскание согласно ФЗ.
  2. Договор ренты принесет доход подопечному.
  3. Договор мены принесет доход опекаемому.
  4. Подопечный меняет место проживания.
  5. Необходимо оплатить лечение, проживание.

Для выполнения подобных сделок опекун и попечитель должны получить разрешение попечительских органов.

Разрешение опекающих органов на управление собственностью подопечных

Для всех действия, уменьшающих стоимость относящейся к подопечному собственности, опекающий должен получить письменное позволение органов опеки и попечительства.

  1. Оформление собственности в бесплатное использование, дарение, в аренду.
  2. Отказ от авторских прав, доли квартиры, процентов по акциям.
  3. Отзыв исковых требований.
  4. Заключение соглашения о мире от имени опекаемого.

Обязательно нужно брать допуск к сделкам у попечительских органов на получение доверенности от патронируемого.Позволение выдается в форме документа, не позже чем через две недели после обращения. Если представители опекунских органов отказывают в удовлетворении просьбы, они обязаны пояснить опекуну, чем это вызвано.

Если опекун совершил сделку, повлекшую убытки в стоимости собственности подопечного, без резолютивного допуска попечительских органов, он обязан возместить ущерб опекаемому.

Частично дееспособный вправе сам защищать свои интересы в суде. Если подопечный совершил сделки без разрешения попечителя, в суде опекающий имеет право потребовать признать сделки недействительными.

При доверительном управлении собственностью опекаемых граждане, осуществляющие опекунский, попечительский уход, обязаны соблюдать интересы подопечных.

Ответственность опекунов и прекращение опеки

Основные надзирающие действия выполняет орган опеки и попечительства. Представители попечительской организации проверяют условия проживания опекаемых, степень сохранности их собственности.

Контролируется также то, как люди, назначенные для опекунского, попечительского ухода, исполняют свои обязанности.

Пожаловаться на опекунов в органы опеки могут сами подопечные, а также другие граждане: представители образовательного, медицинского, социального учреждения.

Человек, осуществляющий опекунский уход, подготавливает отчет о расходованных средствах опекаемого до 01.02. каждого года. В документе описываются все сделки с имуществом подопечного, а также использование доходов патронируемого в его пользу. Бумаги утверждаются начальником местных государственных попечительских органов. Все отчеты должны храниться в личном деле гражданина, находящегося под опекой.

Патрон отвечает за сделки, совершенные опекаемым. Если нанесен вред собственности подопечного или других людей по вине гражданина, выполняющего уход, опекающий несет за это ответственность.

Регулируют вопросы ответственности Уголовный, Административный, Гражданский кодексы. Отвечать нужно за неисполнение своих функций или ненадлежащее выполнение обязанностей гражданам, осуществляющим опекунский, попечительский уход.

Работа попечительских организаций контролируется назначенными Законом органами и должностными лицами.

Если опекаемому причинен ущерб, вред по вине попечительских органов, представители органов опеки и попечительства несут за это наказание в соответствие с законодательством РФ. Заканчивается опека, попечительство в следующих случаях:

  1. Умер опекающий или человек, нуждающийся в уходе.
  2. Истек срок опекунского договора.
  3. Опекающий отстранен от выполнения опекунских функций ввиду недобросовестной их реализации, нарушения прав опекаемого, использования опеки в целях обогащения.
  4. По желанию гражданина, совершающего опекунский уход, если есть важные основания.
  5. При возникновении конфликта интересов патрона и гражданина, получающего опекунский, попечительский уход.
  6. Завершается опека над малолетним гражданином, достигшим 14-летнего возраста, и переходит в попечительство.
  7. Попечительство завершается по достижению ребенком возраста 18 лет или в случае признания его дееспособным.

Бывший опекун представляет отчет в попечительские органы не позже трех дней после окончания выполнения обязанностей. В течение двух недель после этого органы опеки и попечительства имеют право привлечь к ответственности гражданина, осуществлявшего попечительский уход, если обнаружены нарушения.

Из бюджета выплачиваются субсидии, пенсиидля содержаниялюдей, нуждающихся в опекунском уходе. Распоряжаются ими патроны в пользу подопечных. Некоторые граждане, находящиеся под опекой, получают дополнительные выплаты для лечения, обеспечения жильем.

Федеральный закон об опеке и попечительстве вступил в силу с 01.09.2008 г. Он применяется ко всем формам опеки и попечительства, договорам, заключенным после вступления Закона в силу.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 495-ФЗ «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»

Внести в часть 2 статьи 25 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1755; 2013, N 27, ст. 3459) изменение, изложив ее в следующей редакции:

«2. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, включая сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды. Опекун, который является родителем недееспособного гражданина, являющегося инвалидом с детства, совместно проживающим с таким гражданином и воспитывавшим его с рождения и до достижения им возраста восемнадцати лет, или усыновителем такого гражданина, совместно проживающим с ним и воспитывавшим его с момента усыновления и до достижения им возраста восемнадцати лет, вправе не включать в отчет сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном. Орган опеки и попечительства при обнаружении ненадлежащего исполнения этим опекуном обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного вправе потребовать от этого опекуна предоставления отчета о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного за предыдущие периоды, содержащего сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном.».

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Указанный Закон имеет большое значение для института опеки и попечительства, поэтому рассмотрим его подробнее.

Закон содержит 8 глав и 32 статей.

Глава 1 «Общие положения» состоит из пяти статей. В ней рассматриваются следующие вопросы:

— сфера действия Закона;

— основные понятия, используемые в Законе;

— правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства;

— задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству.

Глава 2 «Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия» включает в себя четыре статьи, посвященные следующим вопросам:

— органы опеки и попечительства;

— задачи органов опеки и попечительства;

— полномочия органов опеки и попечительства;

— обязанности органов опеки и попечительства при перемене места жительства подопечных.

Глава 3 «Правовой статус опекунов и попечителей» состоит из семи статей, которые регламентируют:

— порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами и попечителями;

— назначение опекунов и попечителей;

— предварительные опека и попечительство;

— назначение опекунов или попечителей и отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан;

— установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства;

— права и обязанности опекунов и их попечителей;

— безвозмездное и возмездное исполнение обязанностей по опеке и попечительству.

Глава 4 «Правовой режим имущества подопечных» содержит шесть статей. В ней рассматриваются следующие вопросы:

— имущественные права подопечных;

— охрана имущества подопечных;

— распоряжение имуществом подопечных;

— особенности распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечным;

— предварительное разрешение органов опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечных;

— охрана имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности:

— доверительное управление имуществом подопечного.

Глава 5 «Ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства» включает в себя пять статей. В ней рассматриваются следующие вопросы:

— надзор за деятельностью опекунов и попечителей:

— отчет опекуна или попечителя;

— ответственность опекунов и попечителей;

— контроль за деятельностью органов опеки и попечительства;

— ответственность органов опеки и попечительства.

Глава 6 «Прекращение опеки и попечительства» содержит две статьи. Нормы, содержащиеся в ней, регламентируют:

— основания прекращения опеки и попечительства;

— последствия прекращения опеки и попечительства.

Глава 7 «Государственная поддержка опеки и попечительства» включает в себя одну статью, посвященную формам государственной поддержки опеки и попечительства.

Глава 8 «Заключительные положения» также состоит из одной статьи, в которой рассматривается вопрос о вступлении в силу данного Закона.

Особенности Федерального закона «Об опеке и попечительстве»:

а) вопрос об опеке и попечительстве впервые урегулирован в законодательстве РФ отдельным Законом (ранее он регламентировался нормами ГК РФ и СК РФ);

б) этот Закон повторяет основные положения, существовавшие до его принятия, но конкретизирует некоторые из них;

в) в Законе имеется ряд новых положений, отсутствовавших ранее в законодательстве, регулирующем правовой институт опеки и попечительства.

К новым положениям, по мнению автора, относятся следующие:

а) законодатель предусматривает возможность заключения возмездных договоров об опеке и попечительстве (п. 1 ст. 16 Закона). До этого деятельность опекунов и попечителей была всегда безвозмездной;

б) вознаграждение опекунам (попечителям) может выплачиваться из имущества подопечных, а также за счет средств бюджета субъекта РФ либо из средств третьих лиц. Предельный размер и порядок выплат вознаграждения определяется законом субъекта РФ (п. 2 ст. 16);

в) опекун (попечитель), добросовестно исполняющий свои обязанности, может пользоваться имуществом подопечного, в том числе его жилым помещением, по просьбе последнего, но с разрешения органа опеки (п. 3 ст. 16 Закона);

г) Закон ввел новый институт: предварительного опекунства и попечительства (ст. 12 Закона);

д) одно и то же лицо может иметь несколько опекунов (попечителей) (п. 8, 9 ст. 10 Закона), и наоборот — один и тот же попечитель (опекун) может иметь несколько опекаемых (п. 10 ст. 10 Закона);

е) вред, причиненный попечителем (опекуном) личности или имуществу подопечного, подлежит возмещению опекуном (попечителем) в соответствии с гражданским законодательством (п. 8. ст. 11 Закона);

ж) инициатором назначения опекуна несовершеннолетнему лицу в возрасте до 14 лет могут быть родители последнего. Они имеют право указать конкретное лицо желаемого опекуна и срок опеки. После 14 лет несовершеннолетнее лицо может само инициировать учреждение над ним института попечительства (п. 1 и 3 ст. 13 Закона);

з) договор о приемной семье рассматривается в Законе как разновидность договора об опеке и попечительстве. Такой же разновидностью является договор о патронатной семье (п. 1 ст. 14 Закона);

и) договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную или патронатную семью, заключенные до 1 сентября 2008 г., сохраняют свою силу и в настоящее время. Однако по желанию воспитателей они могут быть переоформлены в соответствии с положениями данного Закона (п. 3 ст. 32 Закона).

Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» от 18 мая 2009 г. № 423.

Это постановление содержит шесть Правил, конкретизирующих положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве», а также образцы форм личных дел несовершеннолетних, находящихся под опекой (попечительством), и отчетов опекунов и попечителей об их деятельности.

Данное постановление отменило постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье» и по одному пункту в двух постановлениях Правительства РФ: от 1 февраля 2005 г. № 43 и от 18 августа 2008 г. № 607.

Правила, установленные постановлением Правительства РФ № 423, не пронумерованы, названия их громоздкие, в разных правилах имеются повторения одних и тех же положений.

Рассмотрим основные положения этих Правил.

I. Правила о подборе и подготовке кандидатов в воспитатели несовершеннолетних лиц, оказавшихся без попечения родителей.

Эти Правила состоят из 17 пунктов. Выделим наиболее важные.

1. Подбор, учет и подготовка граждан, желающих стать опекунами (попечителями), осуществляются органами опеки и попечительства, образовательными, медицинскими организациями, а также организациями, оказывающими социальные услуги (п. 3).

2. Информацию о возможности стать опекуном (попечителем) распространяет на территории субъекта РФ орган опеки и попечительства через средства массовой информации.

3. Прием граждан, выразивших желание стать опекуном (попечителем), ведет орган опеки и попечительства (п. 4).

4. Гражданин, желающий стать опекуном (попечителем), представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства пакет документов, перечисленных в п. А Правил. В него входят:

o соответствующее заявление;

o справка с работы о занимаемой должности и размере заработной платы;

o выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства, подтверждающая его права на занимаемую жилую площадь;

o справка из органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

o медицинское заключение о состоянии здоровья заявителя;

o копия свидетельства о браке заявителя;

o согласие в письменной форме членов семьи заявителя, в том числе достигших 10 лет, на опекунство (попечительство) родителей над посторонним ребенком;

o справка о соответствии жилищных условий заявителя требованиям закона при установлении опекунства (попечительства) (выдается бесплатно, но только по запросу органа опеки и попечительства);

o автобиография заявителя;

o паспорт заявителя (п. 5, 6).

5. Действия органа опеки и попечительства, получившего заявление гражданина о желании его стать опекуном (попечителем):

o организовать обследование условий жизни кандидата в воспитатели несовершеннолетнего лица и составить акт обследования в течение трех дней;

o решить вопрос заявителя по существу. При этом возможны три варианта:

а) признать заявителя пригодным для попечительства (опекунства) и поставить на очередь до появления конкретного лица, нуждающегося в опеке и попечительстве. В этом случае заявителю выдается заключение о его пригодности для опекунства (попечительства) в качестве воспитателя;

б) назначить заявителя опекуном (попечителем) конкретного лица;

в) отказать заявителю в его просьбе.

6. В случае вынесения органом опеки и попечительства решения о возможности гражданина быть опекуном сведения о нем вносятся в журнал учета (п. 16, 17). Такое решение действительно в течение двух лет с момента выдачи ему заключения об этом. Оно может быть использовано заявителем для обращения в другой орган опеки и попечительства или в государственный банк данных о детях, оставшихся без родителей (п. 11).

7. Назначение опекуна (попечителя) должно осуществляться в течение 15 дней со дня предоставлении документов, предусмотренных п. 4. Решение оформляется в форме акта и направляется заявителю в течение трех дней с момента подписания.

8. В случае отказа представленные заявителем документы возвращаются ему, при этом объясняется порядок обжалования полученного отказа (п. 9).

9. Кандидат в опекуны (попечители) может быть снят с учета органа опеки и попечительства при наличии одного п.; двух оснований (и. 13):

o подача кандидатом в опекуны в орган опеки и попечительства сведений, препятствующих назначению его быть опекуном (попечителем);

o истечение двух лет со дня постановки гражданина на учет кандидатов в опекуны (попечители) (п. 12).

10. Подготовка кандидатов в опекуны (попечители) органами опеки и попечительства включает в себя следующие действия (п. 14):

o ознакомление кандидата с правами, обязанностями и ответственностью опекуна (попечителя) в соответствии с федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта РФ;

o организацию обучающих семинаров по вопросам педагогики, психологии и основам медицинских знаний:

o обеспечение обследования кандидатов для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего лица в семью.

Подготовка кандидатов осуществляется по специально разработанной программе, утвержденной Минобрнауки России (п. 15) безвозмездно (п. 8).

II. Правила осуществления органами опеки и попечительства и организациями, осуществляющими различные услуги, полномочий в отношении несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей.

Эти правила состоят из восьми пунктов. Изложим важнейшие положения, содержащиеся в них.

1. В случае отсутствия возможностей у органа опеки и попечительства осуществлять полномочия в отношении несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей, последние могут передаваться им организациям, указанным в законе.

2. К организациям, указанным в п. 1, относятся следующие виды:

3. Полномочия организаций, указанных в п. 2:

o выявление несовершеннолетних лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве;

o подбор кандидатов в опекуны (попечители).

4. Организации могут работать с подопечными как на возмездной, так и на безвозмездной основе (в зависимости от договоренностей с органами опеки и попечительства) ( п. 3).

5. Отбор организаций осуществляется органами опеки и попечительства в порядке, установленном Минобрнауки РФ.

6. Организации, желающие выполнять полномочия органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц, должны подать в органы опеки и попечительства соответствующие заявления от имени своего руководителя и комплект учредительных документов своей организации, доказывающих легальность руководства организацией.

7. Срок, отведенный законом для принятия решения органом опеки и попечительства о передаче организации полномочий или об отказе в этом, ограничен: он должен быть не более 30 дней.

8. Копия решения органа опеки и попечительства о передаче полномочий организации должна быть направлена заявителю в течение семи дней со дня подписания (п. 4).

9. Контроль за деятельностью организации, осуществляющей полномочия органа опеки и попечительства, осуществляет орган опеки и попечительства в порядке, установленном им (п. 5).

10. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве), и форма акта о результатах обследования устанавливается Минобрнауки России.

III. Правила заключения договора об осуществлении опеки и попечительства.

Эти правила состоят из четырех пунктов. Выделим наиболее важные положения в них:

1) опекун (попечитель) должен подписывать договор лично (п. 2);

2) договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего лица, так и в отношении нескольких лиц (п. 2);

3) договор заключается в месте проживания опекуна и подопечного в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна (попечителя) (п. 3);

4) размер вознаграждения опекуна (попечителя) не должен превышать 5% дохода от имущества несовершеннолетнего лица за отчетный период в случаях (п. 4):

o использования его;

o управления им.

IV. Правила создания приемной семьи н контроля за условиями жизни и воспитании ребенка в ней.

1. Приемная семья, ранее считавшаяся самостоятельной формой воспитания, теперь представляет собой разновидность опеки. Стало быть, на нее распространяются правовые нормы, регулирующие опеку над несовершеннолетним лицом, и, кроме того, правовое регулирование ее имеет свои особенности.

2. Приемная семья определяется как опека (попечительство) над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного между органом опеки и попечительства и приемными родителями, заключенный на срок, указанный в договоре (и. 2). При передаче ребенка орган опеки и попечительства должен руководствоваться интересами ребенка (п. 9).

3. Договор заключается в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ от 18 мая 2009 г. № 423 и с учетом положения ст. 153.1 СК РФ.

4. Количество приемных детей не должно быть более восьми, включая родных (п. 4).

5. Действия органа опеки и попечительства при оформлении передачи ребенка в приемную семью:

o выявляются личные качества лиц на предмет определения их пригодности быть воспитателями приемных детей (п. 5);

o кандидатам в приемные родители сообщается информация о подопечном лице и выдается направление для посещения его по месту жительства (нахождения) (п. 7);

o знакомят будущего приемного родителя с личным делом ребенка и медицинским заключением о его состоянии здоровья (п. 8);

o выявляется мнение ребенка о передаче его в приемную семью;

o дети, связанные родственными отношениями, должны передаваться в одну и ту же приемную семью (п. 9).

6. Способы проверки условий проживания в приемной семье те же, что и в опекунских и попечительских семьях (см. Правила, описанные в п. V).

V. Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки соблюдения законных интересов подопечных лиц и выполнения своих прав и обязанностей опекунами (попечителями).

Эти правила состоят из 14 пунктов. Приведем их основные положения.

1. Виды проверок, проводимых органами опеки и попечительства:

o плановые проверки;

o внеплановые проверки.

2. Объекты проверки:

o условия жизни подопечных лиц;

o соблюдение опекунами (попечителями) законных интересов подопечных лиц;

o выполнение своих обязанностей опекунами (попечителями),

3. Основанием для проверок являются соответствующие акты органа опеки и попечительства.

4. Осуществляют проверку специальные органы опеки и попечительства.

5. Частота проведения плановых проверок (п. 4):

o один раз в течение первого месяца после назначения опекуна (попечителя);

o один раз в три месяца в течение первого года после назначения опекуна (попечителя);

o один раз в шесть месяцев в течение второго года и последующих лет после назначения опекуна (попечителя).

6. Объектами оценки при проверках являются:

а) сам подопечный. При этом оцениваются его:

o жилищно-бытовые условия;

o состояние здоровья;

o соблюдение гигиены;

o эмоциональное и физическое развитие;

o навыки самообслуживания;

б) семья, в которой проживает подопечный:

o отношение членов семьи к подопечному лицу;

o возможность семьи обеспечить потребности развития подопечного лица (п. 5).

7. Поводом и основанием для проведения внеплановой проверки являются полученные органом опеки и попечительства сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном (попечителем) своих обязанностей либо о нарушении интересов подопечного лица (и. 6).

8. По результатам проверки должен быть составлен в течение 10 дней Акт проверки, в котором отражаются выявленные нарушения, рекомендации опекуну (попечителю) и предложение о привлечении его к ответственности.

9. Акт проверки должен быть составлен в двух экземплярах и утвержден руководителем органа опеки и попечительства. Один экземпляр утвержденного Акта в течение трех дней должен быть отправлен опекуну (попечителю) (п. 8).

10. Полученный опекуном (попечителем) Акт проверки может быть обжалован в судебном порядке.

11. Акт проверки является документом строгой отчетности и должен храниться в личном деле подопечного лица (п. 12).

12. Меры, принимаемые органом опеки и попечительства в случае выявления нарушения законодательства в отношении подопечного лица (п. 13):

o освобождение опекуна (попечителя) от исполнения его обязанностей;

o устройство подопечного лица в другую семью.

VI. Правила ведения личных дел подопечных лиц.

Эти правила состоят из 19 пунктов. Основные положения этих правил следующие.

1. Дан перечень документов, подлежащих хранению в личном деле подопечного лица. В него включены следующие документы:

o свидетельство о рождении либо документы, заменяющие его (заключение медицинской комиссии, установившей возврат подопечного лица, паспорт для лиц старше 14 лет);

o акт о назначении опекуна (попечителя);

o документ, подтверждающий отсутствие родителей у подопечного лица либо невозможность воспитания ими своих детей (решение суда о лишении родительских прав; о признании судом недееспособности, ограниченной дееспособности, безвестного отсутствия либо смерти родителей; свидетельство о смерти родителей либо заявление их о согласии на усыновление их ребенка другими лицами; справка об отбывании родителями уголовного наказания и иные документы);

o медицинские документы о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии, а также о психическом состоянии подопечного лица;

o документ об образовании (для детей школьного возраста);

o другие документы, перечисленные в п.З. Правил при их наличии (19 видов), среди них ежегодные отчеты опекунов (попечителей).

2. Все документы, перечисленные выше, касающиеся подопечного лица, передаются на хранение опекуну (попечителю) в момент его назначения. Последний обязан их вернуть в орган опеки и попечительства по окончании срока опеки (попечительства).

3. В случае изменения места воспитания подопечного лица (например, перевода в детский дом) документы о нем передаются вместе с ним принимающей стороне.

После окончания пребывания подопечного лица под опекой (попечительством) или в организации для детей-сирот им выдаются следующие документы (п. 18):

o полис обязательного страхования;

o медицинские документы о состоянии здоровья;

o документ об образовании;

o справка о пребывании подопечного лица под опекой (попечительством);

o пенсионные документы (при их наличии).

По достижении 18 лет личное дело подопечного лица передается в архив органа опеки и попечительства, в котором хранится в течение 75 лет, после чего подлежит экспертизе ценности документов (п. 19).

Следует иметь в виду, что правовое регулирование опекунства (попечительства) в Российской Федерации в настоящее время не исчерпывается назваными выше документами (СК РФ, ГК РФ, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 453). Оно регулируется еще двумя приказами Минобрнауки РФ:

o от 24 сентября 2010 г. № 957 «Об утверждении Административного регламента исполнения федеральной службой но надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;

o от 14 сентября 2009 г. № 334 «О реализации постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 № 423».

Кроме того, правоприменительным органам направлено письмо Минобрнауки РФ от 31 августа 2010 г. № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних».

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данная форма устройства детей имеет следующие особенности.

1. Дети в воспитательных учреждениях находятся на полном государственном обеспечении.

2. Учреждение выполняет обязанности опекуна и попечителя.

3. Права воспитанников в таких учреждениях совпадают с правами детей, воспитываемых в семье биологических родителей, опекунов, попечителей, приемных родителей. При этом им предоставлены некоторые дополнительные права, предусмотренные п. 1 ст. 155.3 СК РФ и п. 30 Типового положения «Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676, а именно:

o право на льготы при трудоустройстве по окончании пребывания в государственном учреждении;

o право на бесплатное содержание и получение общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

o право на удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;

o право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

o право на развитие своих творческих способностей и интересов;

o право на получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии.

4. Воспитательное учреждение является представителем своих воспитанников в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия и защищает личные и имущественные интересы воспитанников (ст. 26, 28, 37-38 ГК РФ; ст. 155.2 СК РФ).

5. Воспитательное учреждение несет ответственность за вред, причиненный воспитанниками, либо полностью, если они не достигли 14 лет, либо субсидиарно, если они находятся в возрасте от 14 до 18 лет.

6. Обязанность по возмещению вреда, причиненного малолетним воспитанником, не прекращается с достижением им совершеннолетия или получения им имущества, достаточного для возмещения причиненного им вреда (п. 2 и 4 ст. 1073 ГК РФ). Обязанность воспитательного учреждения по возмещению вреда, причиненного воспитанником в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается по достижении им совершеннолетия либо получения доходов, достаточных для возмещения причиненного им вреда, либо когда он приобрел в полном объеме дееспособность до достижения совершеннолетия (п. 2 и 3 ст. 1074 ГК РФ).

7. Администрация воспитательного учреждения обязана в течение трех месяцев с момента поступления ребенка оформить договор передачи жилого помещения, в котором он проживал, в его собственность (приватизировать), если в помещении никто не проживает.

8. Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживали исключительно несовершеннолетние, зачисляются па лицевые счета воспитанников в местном отделении Сбербанка России. Такие сделки возможны только с разрешения органа опеки и попечительства.

Еще по теме:

  • Федеральное законодательство о культуре формирование и структура Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I"Основы законодательства Российской Федерации о культуре" С изменениями […]
  • Закон о полиции в аудио версии Закон о полиции в аудио версии Озвученная версия Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (аудио версия) №226-ФЗ от 03.07.2016г. Данный закон принят Государственной Думой РФ 22 июня 2016 года. Одобрен […]
  • Статья 11 фз 173-фз Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 25 июля, 31 декабря […]
  • 273-фз от 25122008 о противодействии коррупции статья 12 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ"О противодействии коррупции" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 21 […]
  • Фз декабрь 2018 потерпевший Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 467-ФЗ “О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской […]
  • Дети оставшиеся без попечения родителей законодательство Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от […]